Рассмотрено: на заседании педагогического совета (протокол №17 от 08.07.2024) Утверждено: Директор МБОУ «СОШ №14» _________________ И.Г.Шафф (приказ №257 от 16.07.2024) Рабочая программа группы продленного дня 1 – 4 классы 2024 – 2025 учебный год Разработали: воспитатели ГПД С.В. Маркина И.Р.Зиязова 1 Содержание №п\п 1. 2. 2.1 2.2 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 9.1 9.2 9.3 9.4 10 Пояснительная записка Планируемые результаты Личностные результаты Метапредметные результаты Формы проведения итогов реализации программы Материально- техническое обеспечение реализации программы Содержание видов деятельности, осуществляемой в группе продленного дня Направления воспитательной работы Гигиенические требования к организации в ГПД Режим работы в ГПД Содержание воспитательной работы Познавательное направление Занимательно- развлекательное направление Нравственно- правовое направление Трудовое направление Список литературы, используемой для реализации программы стр 3 7 8 10 11 12 13 14 15 16 19 22 25 28 31 1. Пояснительная записка 2 Данная программа составлена с учётом требований ФГОС, направленных на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся, посещающих группу продлённого дня, на формирование учебных действий. Нормативной базой для разработки программы группы продленного дня являются следующие законодательные документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Федеральный закон от 14.07.2022 №301-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28. 01. 2021 г. № 2 и санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 года № 28. Письмо Минобразования России от 25.09.2000 №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» Письмо Министерства Просвещения РФ от 10 апреля 2023 г. № 03-652 “ О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по организации досуговой, спортивной , иной деятельности для обучающихся в группах продлённого дня»); Положение о группе продленного дня МБОУ «СОШ №14» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня. Микроклимат группы продленного дня дает возможность всем детям реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Ведь каждый ребенок талантлив по-своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого. Внеурочная деятельность во второй половине дня стимулирует процесс развития индивидуальных особенностей детей, создает условия для самореализации каждого ребенка. Для детей, посещающих ГПД, данная деятельность может проявляться в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, диспуты, соревнования, творческие работы, общественно полезные практики и т.п. Духовно-нравственное развитие предусматривает приобщение школьников к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям. Воспитатель создает систему воспитательных мероприятий, позволяющих младшему школьнику осваивать и на практике использовать полученные знания. При этом учитывается историко-культурная, этническая и региональная специфика и создаются условия для формирования у детей активной деятельностной позиции. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни осуществляется через комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональном развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является: -социальная защита обучающихся и обеспечение условий для проведения внеурочной деятельности; 3 -максимальное развитие личности каждого ребенка: воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного, думающего. Формирование детского интеллекта, целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления, раскрытие творческого потенциала каждого ребенка; -формирование основ нравственного самосознания личности – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Основными задачами создания группы продленного дня являются: - организация пребывания обучающихся в МБОУ «СОШ №14» при отсутствии условий для своевременной организации самоподготовки в домашних условиях из-за занятости родителей; -создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны родителей обучающихся; - организация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся; - возможность организации внеурочной деятельности по ФГОС в рамках режима работы ГПД, - создание оптимальных условий для реализации требований ФГОС НОО в части организации внеурочной деятельности по направлениям; - организация пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении для активного участия их во внеклассной работе. Воспитательные задачи на 2024 – 2025 год: - сформировать группу продленного дня из контингента учащихся 1-4 классов в кол-ве 25 учащихся (по заявлению родителей); -проводить работу по созданию сплоченного дружного коллектива, учить детей строить дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке; -воспитывать сознательное отношение к учебе, организованность, собранность, дисциплинированность, самостоятельность, прилежание. Обучать правилам поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе; -воспитывать сознательное отношение к труду, бережливость, уважение к людям труда, уважительное отношение к родителям, взрослым; прививать интерес к активному участию во всех видах работ, проводимых в школе; -формировать внутреннюю мотивацию к здоровому образу жизни, необходимость заботы о своем здоровье и здоровье окружающих; -проводить работу по воспитанию эстетических чувств, учить слушать музыку, смотреть картины; формировать умения и навыки художественного творчества; -воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, гражданственности; в доступной форме знакомить детей с жизнью страны, учить работать с детскими газетами и журналами ; воспитывать бережное отношение к книгам; -формировать экологические знания, нравственно-ценностное отношение ко всему живому, включая детей в творческую деятельность экологического содержания. Решение об открытии группы продленного дня и о режиме пребывания в ней детей принимается образовательной организацией, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся в порядке, определенном уставом образовательной организации . В группе продленного дня осуществляются присмотр и уход за детьми, их воспитание и подготовка к учебным занятиям, а также могут проводиться физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия. Группа продленного дня создается следующим образом: 4 - изучаются потребности обучающихся и их родителей в группе продленного дня (заявления родителей); - комплектуется контингент группы обучающихся разных ступеней обучения; - организуется сбор необходимой документации (заявление родителей); - разрабатывается приказ о функционировании группы продленного дня в текущем учебном году с указанием контингента обучающихся и педагогических работников, работающих с группой, определением учебных помещений. Наполняемость группы продленного дня устанавливается в количестве 25 обучающихся начальной школы. Педагогический работник — воспитатель группы разрабатывает режим занятий воспитанников с учетом расписания учебных занятий школы, планы работы группы. Режим работы группы продленного дня, сочетающий обучение, труд и отдых, составляется с учетом пребывания воспитанников в общеобразовательном учреждении до 17 часов. Воспитанники группы продленного дня могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других кружках и секциях, организуемых на базе школы и МБУ ДО ЦДТ по ул. Унжакова,4. Работа ГПД осуществляется в соответствии с утвержденным директором школы и согласованным заместителем директора по воспитательной работе календарно –тематическим планированием. Режим группы создает большие возможности для развития способностей детей, для воспитания у них общественной активности, организаторских умений и навыков. Для более правильного чередования различных видов деятельности и отдыха детей внеклассные мероприятия чередуются по дням недели. У воспитателя имеется личный план работы на каждый день. Ежедневно ведется учет посещаемости детей в журнале ГПД. Концептуальными положениями программы являются: Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся; Создания условий для всестороннего развития личности ребенка (эмоционально – ценностного, социально – личностного, познавательного, эстетического); Осуществление коммуникативного подхода, то есть нацеленность работы на становление (совершенствование) всех видов деятельности: подготовки домашнего задания, игры, экскурсий, конкурсов, соревнований. Реализация потенциала каждого ребенка, сохранение его индивидуальности В основу разработанной программы положены следующие принципы: Системность. Доступность. Научность. Создание развивающей ситуации Занимательность. Сознательность и активность. Наглядность Связь теории с практикой Преемственность. Природосообразность Большое значение в воспитании детей, расширении кругозора об окружающем мире, сообразительности, привитии любви к чтению книг, интереса к учебе имеют игры. Игра является одним из источников речевого и умственного развития детей, способствует закреплению знаний, пробуждает интерес к познанию нового, развивает любознательность. В ходе самоподготовки проводятся игры на внимание и память, физкультминутки, 5 стихотворные паузы, задачи, игры – путешествия. Игра дает возможность переключаться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость. Но самое главное – игра помогает усваивать и закреплять знания по всем предметам. А самые радостные моменты в жизни продлёнки – игры – конкурсы, игры – соревнования, игры – праздники. Ожидаемые результаты: Повышение качества обучения учащихся; Развитие индивидуальности учащихся; Развитие интереса к изучаемым предметам; Развитие самостоятельности; Формирование полезных привычек. Связь с рабочей программой воспитания МБОУ «СОШ №14» Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала занятий ГПД конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования: в воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших - использование воспитательных возможностей содержания занятия ГПД через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию 6 обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время проведения занятий; - применение на занятиях группы интерактивных форм работы с воспитанниками: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат командной работе и взаимодействию с другими детьми; Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2.1.Личностные результаты Личностные результаты освоения программы достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Гражданско-патриотическое воспитание: Становление ценностного отношения к своей родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре российской федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; Первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: Освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; Осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; Выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям Эстетическое воспитание: Проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным 7 видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; Понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия: Соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); Бережное отношение к физическому и психическому здоровью, осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства; ответственное отношение к регулярным занятиям физической культурой, в том числе освоению гимнастических упражнений и плавания как важных жизнеобеспечивающих умений; установка на здоровый образ жизни, необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом. Трудовое воспитание: Осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: Бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; Неприятие действий, приносящих ей вред, экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к человеку, его потребностям в жизнеобеспечивающих двигательных действиях; ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей. Ценности научного познания: Ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; Овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; Потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений фольклора и художественной литературы, творчества писателей. Познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; Интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. 2.2Метапредметные результаты В результате проведения занятий в группе продленного дня в начальной школе у воспитанников группы будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: Базовые логические действия: Сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; 8 Объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; Определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; Находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; Выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; Устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; Базовые исследовательские действия: Определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; Формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; Сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); Проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); Прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; Работа с информацией: Выбирать источник получения информации; Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; Соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети интернет; Анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; Самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия: Общение: Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; Признавать возможность существования разных точек зрения; Корректно и аргументированно высказывать своё мнение; Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; Создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); Готовить небольшие публичные выступления; Подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия: Самоорганизация: Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; 9 Выстраивать последовательность выбранных действий; Самоконтроль: Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; Корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: Формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; Проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; Ответственно выполнять свою часть работы; Оценивать свой вклад в общий результат; Выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению. Включают конкретные учебные предметы: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура. Формирование познавательных универсальных учебных действий – еще одно направление деятельности группы продленного дня, задача которой выявлять и развивать способности воспитанников через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности учреждений дополнительного образования детей; работать с одаренными детьми, организуя интеллектуальные и творческие соревнования, проектно-исследовательскую деятельность. 3.Формы подведения итогов реализации программы 1. Сбор отзывов всех участников (детей, родителей, педагогов) о проведении мероприятий; 2. Итоговые творческие отчеты (детские мастерские, ярмарки, выставки, мастер-классы); 3. Открытые мероприятия, защита проектов, участие в конкурсах; 4. Анализ социальной активности учащихся; 5. Анкетирование; 6. Круглый стол, коллективное обсуждение итогов года. В первом полугодии 2024-2025 учебного года в ГПД планируется работа по решению важнейших воспитательных задач, направленных на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими товарищами отношения дружбы и взаимопонимания. В целях воспитательной работы будут проводиться мероприятия, способствующие интеллектуальному, нравственному и физическому развитию детей, созданию условий для развития индивидуальных и творческих особенностей. Во втором полугодии 2024 – 2025 года особое внимание будет уделяться формированию навыков рационального использования учебного времени, воспитанию навыков культуры умственного труда, самоорганизованности, трудолюбия, дисциплинированности. Также будет проводиться цикл мероприятий, направленный на воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью других людей. Беседы «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Правила поведения в лесу», «Как вести себя на водоёме?», прогулка-практикум: «Осторожно: зимняя улица» и т.д. В результате учащиеся получат важные теоретические и практические знания, которые помогут им осознанно и бережно относиться к сохранению и укреплению своего здоровья, формировать полезные привычки. 10 4.Материально-техническое обеспечение реализации программы В кабинетах начальной школы согласно требованиям СанПин установлена ученическая мебель; есть компьютер, мультимедийный проектор с экраном. Для группы продленного дня есть спортивный инвентарь для прогулок. В школе созданы условия для занятий спортом: спортивный зал. В шаговой доступности от школы имеется спортивный комплекс «Юность» с игровой детской площадкой. В школе работает библиотека. У воспитателей есть: • рабочая программа; • должностная инструкция воспитателя ГПД; • журнал посещаемости обучающихся в ГПД; • ежедневные планы; • заявления родителей (законных представителей) о принятии в ГПД; • списки воспитанников ГПД; 11 5. Содержание видов деятельности, осуществляемой в ГПД Направление деятельности Присмотри уходза детьми Содержание • встреча детей; • обеспечение личной гигиены и режима дня; • встреча обучающихся для приема пищи; • сопровождение на прогулке; • досуговая деятельность, организация обучающихся; • контроль курсов в рамках занятий курсов внеурочной деятельности; • контроль кружков, секций в рамках занятий по дополнительным программам Воспитание • • занятия воспитательной направленности; участие детей в общешкольных воспитательных и иных мероприятиях, предусмотренных планом воспитательной работы Подготовка к учебным занятиям (самоподготовка) • самоподготовка обучающихся (в соответствии с санитарными правилами). в том числе выполнение домашних заданий, самостоятельная работа по ООП, консультации по учебным предметам для обучающихся с низкой учебной мотивацией; консультации с одаренными детьми в рамках подготовки к олимпиадам, конкурсам, фестивалям • • • Физкультурнооздоровительные и организация занятий по интересам • • • • Трудовая деятельность • • • • • • • дополнительное образование, в т.ч. посещение кружков и секций по интересам, квд оздоровительного направления; посещение культурных мероприятий; подвижные и спортивные игры, организованные на открытом воздухе, при неблагоприятных погодных условиях – в помещении школы; физкультминутки, пальчиковые игры и прочее. воспитывать у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу. воспитывать у детей убеждение в том, что трудиться необходимо. воспитывать у детей хозяйскую заботу о нуждах коллектива, стремление поддерживать чистоту, и порядок в школе, классе. приучать детей к удовлетворению простейших личных потребностей: переодеванию, складыванию вещей на свои места, уборке на своем столе. воспитывать у детей бережное отношение к вещам, учебному оборудованию. направлять детей на участие трудовых делах класса, школы. 12 6.Направления воспитательной работы Задачи воспитательной работы Направления воспитательной работы Формировать потребность в ежедневной активной Спортивно – двигательной деятельности, развивать быстроту, ловкость, оздоровительное ориентировку в пространстве. Поддерживать интерес к ( понедельник) событиям спортивной жизни страны. Самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, справедливо оценивать в игре свои результаты товарищей. Воспитывать эстетическое отношение к предметам и Познавательное явлениям окружающего мира, любовь к прекрасному. Развивать художественное восприятие произведений (вторник) изобразительного искусства, произведений живописи, декоративно – прикладного искусства. Воспитывать интерес к музыке, расширять музыкальные впечатления. Создавать благоприятные условия для развития интересов и Занимательноспособностей каждого ученика. развлекательное (среда) Нравственно – правовое Воспитывать гуманных чувства у детей (на поступках окружающих людей, героев художественной литературы). (четверг) Формировать представления о добре, честности, справедливости, дружбе. Воспитывать отрицательное отношение к лживости, жестокости, лености. Воспитывать любовь к природе, заботиться о растениях и животных. Закреплять правила поведения в природе и обществе. Знать свои права и обязанности, следовать им. Воспитывать трудолюбие в процессе трудовой деятельности, Трудовое желание все сделать своими руками, выполнять работу (пятница) аккуратно, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи. Формировать навыки самообслуживания, привычку к чистоте и порядку. 13 Планируя работу в ГПД, необходимо, чтобы процесс познания окружающего мира с его неизбежными трудностями, успехами и неудачами стал радостным для ребят. Ни с чем несравнимую радость доставит детям общение с товарищами, приобретение новых друзей, дружная коллективная работа, игры, совместные переживания, творческая деятельность. У детей появится доброжелательное отношение к сверстникам, стремление приносить посильную помощь окружающим, сформируется чувство ответственности за свои поступки, ответственное отношение к своим словам и обещаниям, а также желание делать своими руками разнообразные поделки. Это и будет результатом воспитательной работы. Планирование работы ГПД рассчитано на учащихся начальной школы (1-4 классы) и составляет 34 учебных недели. Планирование краткосрочное, рассчитано на 1 год. Актуальность работы в том, что она создаст благоприятные условия для личностного развития учащихся, способствует формированию положительной мотивации личности к творчеству, развитию. Основные формы работы: практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, экскурсии. Планирование работы разработано с учетом запросов детей, потребностей семьи и общества в разносторонне развитой личности, острой необходимости социальной защиты детей. Работая с детьми по созданию сплочённого дружного коллектива, дети научатся строить свои отношения с окружающими на основе доброжелательности, уважения, умения сопереживать с другим человеком, взаимопомощи. В результате этого, у детей должно проявиться сознательное отношение к учёбе, стремление к знаниям, организованность, собранность, дисциплинированность, самостоятельность, К концу учебного года коллектив учащихся группы продленного дня должен стать сплочен ее, дружнее, активнее. Дети получат навыки общения между учащимися в разновозрастном коллективе, уважительное отношение друг к другу, навыки самоконтроля и самооценки учащихся при выполнении домашнего задания, при проведении занятий или мероприятий, навыки творческого мышления, умение делать поделки своими руками из подручного материала. 7. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГПД 1. Независимо отпогодных и сезонных условийпребываниедетей навоздухеобязательно. 2. Одеждаи обувь должны быть удобной и надежной во всех отношениях, соответствовать времени 3. Все занятия проводятся на щадящем режиме, так как участие в них принимают даже освобожденные от уроков физкультуры дети. Физические перегрузки при этом не допускаются. 4. На занятии поддерживается достаточный уровень подвижности, при котором исключается переохлаждение организма детей. 5. Местадлязанятий выбираютсяс учетом предупреждениядетского травматизма. 6. К концу занятий физическая нагрузка уменьшается, с тем, чтобы возбуждение, вызванное двигательной деятельностью, снизилось. Занятия завершаются умыванием. Не менееважнымусловиемэффективнойдеятельности являетсярациональноепостроениережимаднявгруппе. Режим может меняться с учетом особенностей той или иной школы, но санитарно-гигиенические требования должныбыть соблюденыповсемосновнымрежимныммоментам: -Помещениедолжно бытьпроветриваемым(обязательносквозное проветривание). - Должны проводиться минутки гигиены перед обедом, после игр. - У каждого ребенка, посещающего группу, должны быть индивидуальные средства гигиены. - Спортивные занятия должныбытьне менее 30-40 минут. 14 - Приготовлениедомашнегозадания. - Перерывы между занятиями 10–15 минут. - В перерывы включать физкультминутки и упражнения корректирующей гимнастики. 8.Режим работы группы продлённого дня МБОУ «СОШ №14»» на 2024 – 2025 учебный год 12.00 – 12.10 – организационный момент 12.10 - 12.30 - сбор группы 12.30 – 13.00 – обед 13.00 – 14.00 – прогулка 14.00 – 15.00 – «Помогайка!» 15.00 – 16.00 – клубный час 16.00 – 17.00 – игры, занятия по интересам, 17.00 - уход домой. Распределение времени по направлениям в ГПД Присмотр и уход за детьми Воспитание Подготовка к учебным занятиям Физкультурнооздоровительные и культурные мероприятия, трудовая деятельность Продолжительность работы ГПД 5 часов 1 час 40 минут 1 час 2 час 20 минут 5 часов 15 9.Содержание воспитательной работы. №п/ п Наименование мероприятий Дата Задачи. Направление деятельности. Форма проведения Спортивно-оздоровительное направление Задачи: - формирование установки на здоровый образ жизни; - сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; - развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье; развитие элементарных представлений и структуре и функциях тела; - обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека. 1. 2. Организационный час. Правила 2 .09 безопасности в ГПД. Беседа «Наше здоровье». Значение подвижных игр на 9.09 свежем воздухе. Состязание «Шустрики и Мямлики». 3. Веселые игры на спортплощадке. 16.09 4. Спортивная игра «Волейбол». Правила игры Профилактика ОРВи, гриппа, коронавирусной инфекции. Подвижные игры 5. 6. 7. 8. 23.09 30.09 Упражнения с мячом на развитие 7.10 быстроты. Мы играем в вышибалы. 14.10 К о н к ур с «С и л ь н ы е , ловкие, смелые» 21.10 Познакомить детей с понятием здоровье. Учить детей планировать свое время Учимся думать и действовать. Формировать представление детей о здоровье. Учить детей выбирать одежду в зависимости от погоды, сезона. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность. Приучать детей следить за своим внешним видом Учить детей заботиться о своем здоровье. Учить детей ориентироваться в различных ситуациях. Учимся правилам игры, дружно вести себя в команде. Познакомить детей с основными методами профилактики простудных заболеваний. Углубить знания о способах лечения. Способствовать формированию потребности следить за своим здоровьем Учимся правилам игры, дружно вести себя в команде. Учимся правилам игры, дружно вести себя в команде. Учимся заботиться о своем здоровье. Учить детей ориентироваться в различных ситуациях. Беседа, работа по правилам, инструктажи. Игры, состязания Игры на свежем воздухе Игра Беседа , игры Практическое занятие Игра Конкурсная программа 16 Спортивное мероприятие «Быстрее. Сильнее». «Здоровые дети в здоровой семье». 11.11 11. «Мяч в кругу» - игры с мячами 25.11 12. Что такое ГТО? Игры. 2.12 13. Игры на свежем воздухе. Разучивание игр. 9.12 «Одевайся по погоде». Советы 16.12 9. 10. 14. 18.11 доктора Неболита. Игры в спортзале 15. «Береги здоровье смолоду». 23.12 16. Подвижная игра «Кто быстрее добежит до места» 13.01 17. Веселые состязания «В дружбе 20.01 сила!». Функция зубов в организме 27.01 человека. Правильный уход за зубами. Питание и здоровые зубы. 18. 19. 20. 21. Подвижные игры «Два Мороза», 3.02 «Снежки» Пословицы и поговорки о 10.02 здоровье. Знакомство с точечным 17.02 Учимся правилам игры, дружно вести себя в команде. Расширять представление о семье, о мире в семье. Формировать представление детей о значении положительного климата в семье. Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким. Учимся правилам игры, дружно вести себя в команде. Знакомим с ГТО. Проводим подвижные игры. Учимся правилам игры, уметь дружно вести себя в команде. Соревнование Беседа, игры Занятие в спортзале, беседа Беседа, игры Игры , правила игры Познакомить детей с основными Беседа со школьным медицинским работником. методами профилактики простудных заболеваний. Углубить знания о способах лечения. Способствовать формированию потребности следить за своим здоровьем. Прививать детям интерес к Беседа медсестры здоровью. Приобщать родителей и детей к оздоровительной деятельности Прививать детям интерес к Соревнованиездоровью. Приобщать родителей игра и детей к оздоровительной деятельности. Учимся правилам игры, дружно Эстафеты вести себя в команде. Учить простейшим навыкам Беседа , ухода за своим телом. практические Формировать потребность упражнения постоянно поддерживать его чистоту, иметь красивый внешний вид. Учимся правилам игры, дружно вести себя в команде. Изучить пословицы и поговорки о здоровье, применять их в учебной деятельности. Учить простейшим навыкам Подвижные игры Конкурс пословиц и поговорок Практическое 17 массажем. Как за вылечить насморк головную боль. 5 и минут снять 22. Зимние веселые старты. 24.02 23. «Штурм крепости» «Снежный бой». « Польза закаливания». 3.03 Спортивные состязания «В дружбе наша сила!». «Выше, смелее, быстрее». 17.03 27. «Правильное питание». Подвижные игры. 14.04 28. 21.04 29. Игра-эстафета «Передай мяч по кругу» Вместе весело играть… 30. «Будем все здоровы!» 5.05 31. Игры с мячом на воздухе. 12.05 32. Знаем мы наверняка: нет полезней молока. 12.05 33. Экскурсия на стадион поселка Луч. «Будем делать хорошо, и не будем плохо!» Безопасность в летние каникулы. 19.05 24. 25. 26. 34 10.03 7.04 28.04 19.05 ухода за своим телом. Формировать потребность постоянно поддерживать его чистоту, иметь красивый внешний вид. Прививать детям интерес к здоровью. Приобщать родителей и детей к оздоровительной деятельности. Учимся правилам игры, дружно вести себя в команде. Прививать детям интерес к здоровью. Приобщать родителей и детей к оздоровительной деятельности Учимся правилам игры, дружно вести себя в команде. Учимся правилам игры, дружно вести себя в команде. Формирование представлений о правильном питании. занятие Учимся правилам игры, дружно вести себя в команде. Учимся правилам игры, дружно вести себя в команде. Эстафета Учить простейшим навыкам ухода за своим телом. Формировать потребность постоянно поддерживать его чистоту, иметь красивый внешний вид. Учимся правилам игры, дружно вести себя в команде. Прививать детям интерес к здоровью. Приобщать родителей и детей к оздоровительной деятельности. Повторение правил безопасности при движении на стадион СДК. Расширять представление детей о мире и опасностях, которые нас подстерегают. Развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности. Формировать понятие «безопасность жизни». Беседа , игры Веселые старты Игра-развлечение Беседа медработника Игры в спортзале Соревнования Беседа медработника Соревнования Игры Викторина Экскурсия , игры Т.Б., игры, соревнования 18 9.1Познавательное направление Задачи: 1 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. -развитие коммуникативных качеств личности, познавательного интереса, самостоятельности; -формирование творческого воображения, оригинальности, эмоционального восприятия; -воспитание уважительного отношения к мнению другого человека «Маршрут в школу и домой. 3.09 Способствовать осознанию детьми Экскурсия , Безопасность на дороге». Уроки правильно вести себя на дороге. беседа Светофорика. Развивать воображение детей 10.09 Вызвать у детей чувство радости, Беседа , конкурс Беседа «Наши веселые удовольствия от встречи со школой, рисунков каникулы» учителем, одноклассниками. «Город, в котором мы живем. « 17.09 Познакомить с историей г. Экскурсия по Киселевск, провести экскурсию улочкам города (заочная) Беседа «В рябиновом сентябре» 24.09 Формировать понятие Экскурсия в Игра – лото «Знаешь ли ты «экологическая культура», лес; обсуждение; деревья». познакомить с новым настольная играпроизведением лото Уроки Светофорика. Повторяем 1.10 Способствовать осознанию детьми Правила, квестправила ДД. Математика на правильно вести себя на дороге. игра школьном дворе Развивать воображение детей Развивать у детей умение творчески проводить свободное время. Провести квест-игру «Все профессии нужны, все 8.10 Познакомить детей с различными Беседа. профессии важны!» видами профессий их многообразие Просмотр и широтой использования в разных видеофильма областях жизни человека. Учить детей ценить труд людей «Наука для планеты, наука для 15.10 Развивать интерес к науке, научным Беседа. людей». В клубе Знатоков. открытиям, учить работать детей в Познавательное группе, воспитывать командный занятие. дух. 22.10 Приметы Осени. Октябринка в Формировать интерес детей к Чтение гостях у ребят. лирической поэзии, к народному пословиц, фольклору. Воспитывать загадок об осени эмоционально – отзывчивого зрителя и слушателя. Развивать у школьников интерес к занятиям художественно – эстетической деятельностью Тренируем внимание. Игры 12.11 Формировать умение узнавать и Эрудит-час «Пропусти число», «Числовая различать форму плоских линейка». предметов; умение разбивать сложную задачу на несколько простых. Развивать цветоощущения, внимание, слуховую и зрительную память. Воспитывать умственную активность, интерес к учебной деятельности 19 10. 11. «Ценности трёх поколений» Видеопутешествие «Путешествие в самолете» Воспитывать у детей семейные ценности (детей, родителей, бабушек и дедушек) 26.11 Просмотреть видеофильм «Как путешествовать в самолёте». Познакомить с историей создания самолётов, их видами (пассажирский, транспортный, военный). Формировать интерес к научным открытиям. 3.12 Повторить правила вежливости 19.11 12. «Быть вежливым обязан ты!». 13. “Природа и изобретения человека” 10.12 14. Музыкальный час «Угадай мелодию». 17.12 15. Клуб «Светофорик»: «Где можно кататься на санках и коньках?» По страницам любимых произведений. Авторыюбиляры 24.12 17. Родной край. Конкурс на стихи собственного сочинения. 21.01 18. Блокада Ленинграда. «В живых осталась я одна…» 28.01 19. «Профессии моих родителей» 4.02 20. Тренируем мышление. Игры «Составление предложений», «Поиск общего». 11.02 16. 14.01 Фотографии семейного альбома Фильм. Инсценирование ситуаций. Беседа , ролевые игры Развить творческие способности и Эрудит-час формирование исследовательских просмотр навыков у учащихся; видеосюжета формировать аналитическое и «Изобретения критическое мышление учащихся ; природы» воспитание у учащихся целеустремлённости в учебной деятельности Воспитывать эмоционально – Исполнение отзывчивого зрителя и слушателя. песен, игра Развивать у школьников интерес к занятиям художественно – эстетической деятельностью Способствовать осознанию детьми Беседа, правильно вести себя на дороге. практическое Развивать воображение детей занятие Воспитывать у детей бережное Викторина; отношение к книге. Развивать выступление любознательность и интерес к библиотекаря чтению Формировать интерес детей к Конкурс стихов лирической поэзии. Воспитывать о родном городе эмоционально – отзывчивого зрителя и слушателя. Развивать у школьников интерес к занятиям художественно – эстетической деятельностью Воспитывать патриотизм, Чтение книг, формировать знания о Великой просмотр войне, о блокаде города Ленинграда фильма Через ролевую игру познакомить Ролевые игры по детей с профессиями. Развивать профессиям сотрудничество, умение работать в (изобрази команде. Учить детей ценить труд профессию) людей. Воспитывать умственную Эрудит-час активность, интерес к учебной деятельности. 20 21. «Буквы разбежались». 22. Беседа «Герои наши земляки». 23. Тренируем мышление. Игры «Ищем возможные причины», «Анаграммы», «Слова наоборот». Музыкальный час «Песни о маме». 4.03 25. Экскурсия в СДК. Час книги. 18.03 26. Тренируем память. Игры «Пословицы», «Споём вместе», «Песни». 1.04 27. Клуб «Светофорик». Играаттракцион «Внимание, пешеход. «Хочу все знать!». 8.04 29. Беседа о Масленице «Звучание народной старины». 22.04 30. Тренируем память. Игры 29.04 «Запоминаем, рисуя», «Кто больше запомнит?», «Слова». 6.05 Акция «Подвигу солдата ты поклонись» 24. 28. 31. Отечества 18.02 – 25.02 11.03 15.04 32. Посещение СДК. Семья и семейные традиции 13.05 33 Экскурсия по улицам нашего города. 20.05 34 Конкурс рисунков «Безопасное лето». 20.05 Расширять кругозор детей. Формировать интерес к научнопознавательной литературе Формировать у обучающихся представление о мужественности, чувство патриотизма на примере участников СВО Воспитывать умственную активность, интерес к учебной деятельности. Конкурс Прививать любовь к исполнению песен , любовь и уважение к родному человеку – маме. Воспитывать у детей бережное отношение к книге. Развивать любознательность и интерес к чтению Развивать цветоощущения, внимание, слуховую и зрительную память. Воспитывать умственную активность, интерес к учебной деятельности. Способствовать осознанию детьми правильно вести себя на дороге. Развивать воображение детей Развивать интерес к истории, учить работать детей в группе, воспитывать командный дух. Расширять кругозор учащихся. Формировать интерес к традициям русского народа Воспитывать умственную активность, интерес к учебной деятельности. Воспитывать патриотизм, развивать чувство долга, ответственности Исполнение песен, беседа Беседа, просмотр фильма Эрудит-час Экскурсия, чтение книг Эрудит-час Играаттракцион Веселая почемучка Беседа , народные игры. Эрудит-час Экскурсия к памятнику поселка «Героям ВОВ» Расширять кругозор учащихся. Беседа, Формировать интерес к традициям просмотр видео, народов, традициям семьи выставка многонациональной республики. Формировать понятие Экскурсия «экологическая культура»; повторить правила поведения на улице, пешеходных тротуарах, дороге Способствовать осознанию детьми Т.Б., беседа , правильно вести себя на дороге. конкурс Развивать воображение детей рисунков 21 9.2Занимательно – развлекательное направление Задачи: -развитие коммуникативных качеств личности, познавательного интереса, самостоятельности; -формирование творческого воображения, оригинальности, желания узнавать новое ; -воспитание уважительного отношения к мнению другого человека, желание работать в команде. 1. Рисунки на асфальте. 4.09 Конкурс рисунков 2. Игра «Школа поварят» 11.09 Игра 3. Праздник Детской книги в семье «Мама, папа, я – читающая семья!» 18.09 Праздник 4. Шашечный турнир. 25.09 Турнир 5. Игра «Кругом вода!». 2.10 Игра 6. Игра «Хочу все о животных знать». 9.10 Игра 7. Конкурс стихов «Осенняя метелица». 16.10 Минутка творчества 8. Игра «С огнем шутить нельзя!». Загадочная лотерея. 23.10 Игра – практикум 9. Игра «Книжек добрые страницы». 13.11 Игра- выставка 10. Шашечный турнир 20.11 Турнир Вызвать у детей чувство радости, удовольствия от встречи со школой, учителем, одноклассниками. Развивать познавательный интерес учащихся к профессиям. Воспитывать у детей бережное отношение к книге. Развивать любознательность и интерес к чтению, к семейному чтению. Развивать у детей умение творчески проводить свободное время. Познакомить с различными видами шашечных игр. Расширять знания учащихся об особенностях и значении воды в природе и жизни человека. Расширять знания детей о животном мире. Воспитывать стремление любить и беречь природу Формировать интерес детей к лирической поэзии. Воспитывать эмоционально – отзывчивого зрителя и слушателя. Развивать у школьников интерес к занятиям художественно – эстетической деятельностью Развивать внимание, логическое мышление, расширять кругозор детей, прививать детям навыки осторожного обращения с огнем. Развивать у детей любовь к книге. Учить детей бережному отношению к книгам и учебникам. Развивать у детей умение творчески проводить свободное время. Познакомить с различными видами шашечных игр. 22 11. Собираем модели из ЛЕГО 27. 11 12. Звездный час «Моя Россия». 4.12 13. Игры «Какая хозяйка такой и дом!», «Самый лучший хозяин» 11.12 14. «Овеянные славой Флаг наш и Герб» 18.12 15. Игра-путешествие «Путешествие капли». 25.12 16. День новогодних сюрпризов . 15.01 17. Игра «Разноцветная радуга». 22.01 18. 19. Экономическое лото. Шашечный турнир. 29.01 5.02 20. В стране Дорожных знаков. 12.02 21. Праздник дружбы и любви. 19.02 22. Игра «Тайны знаков». 26.02 23. Игра «Богатырская наша силушка!». Игра «Путь к Камелоту». 5.03 КВН «Здравствуйте, пернатые!». 19.03 24. 25. 12.03 Игра . показ Познакомить детей с различными презентации. видами техники, их многообразие и широтой использования в разных областях жизни человека. Учить детей ценить труд людей. Игра Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Формировать интерес к изучению истории страны. Игра Формировать представление о хорошей хозяйке им хорошем хозяине. Учить девочек и мальчиков заниматься домашними делами. Познавательная Дать основные понятия о символах и игра, просмотр эмблемах государств. Воспитывать фильма уважительное отношение к символам своего государства и своей области Игра Формировать культурногигиенические навыки. Закрепить знания о здоровом образе жизни. Развлекательная Развивать творческие способности программа детей. Привлечь детей к участию в празднике. Игра Формировать представление о цвете, развивать познавательный интерес учащихся. Игра-лото Расширять кругозор учащихся. Турнир Развивать у детей умение творчески проводить свободное время. Познакомить с различными видами шашечных игр. Викторина Познакомить детей с дорожными знаками. Формировать культуру поведения на дороге. Развлекательная Познакомить детей с историей программа праздника. Учить детей сотрудничать в группах, проявлять творческие способности. Игра Познакомить детей с основными методами профилактик травматизма и несчастных случаев. Способствовать формированию потребности следить за своим здоровьем. Развлекательная Воспитывать мужественность, программа желание защищать слабых. Игра Развивать интерес к истории, учить работать детей в группе, воспитывать командный дух. КВН Формировать знания о пользе птиц. Учить детей заботиться о птицах в разное время года. 23 26. Игра «Стартуют все!». 2.04 27. КВН «Космический суперэкипаж». 9.04 28. Дог-шоу «Собака - друг человека». 16.04 29. Советы гнома Эконома. 23.04 30. «В лес пускают без билета». 30.04 31. «Этот памятный май». 7.05 32. Шашечный турнир 14.05 33. Зеленый двор 21.05 34 Виртуальная экскурсия в музей динозавров «Затерянный мир» г. Прокопьевска 21.05 Спортивные игры Совершенствовать физические и моральные качества детей. Приобщать к физкультурнооздоровительной деятельности. КВН Формировать представление детей о космосе, о созвездиях. Познакомить с наукой . Шоу – игра Познакомить учащихся с историей появления собаки в жизни человека, с породами собак. Экскурсия Развивать у детей представления о потребностях, об относительной ограниченности возможностей, о необходимости выбора в жизни человека. Просмотр Расширять знания детей о праве на мультфильмов отдых, об обязанностях. Поговорить о защите природы. Экскурсия к Воспитывать чувство патриотизма, памятнику провести акцию. Турнир Развивать у детей умение творчески проводить свободное время. Познакомить с различными видами шашечных игр. Игры на свежем Вызвать у детей желание участвовать в работе по озеленению и воздухе благоустройству группы Экскурсия Познакомить с музеем динозавров в виртуальная городе Прокопьевск, развивать интерес к природе и животному миру мезозойской эры. 24 9.3 Нравственно-правовое направление Задачи: - развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей; -формирование у детей профессионально значимых качеств, умений и готовности к высокой ответственности и дисциплинированности; - формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты. 1. Правила поведения в 5.09 группе продленного дня. 2. Дружба. Знакомимся друг с другом. 12.09 3. Школа вежливых наук. 19.09 4. «Слово огорчает». 5. Акция «Золотое учителя» 6. Год Семьи «Я и моя семьЯ. 10.10 7. « Мы - ученики». 17.10 8. Что зависит от моего 24.10 решения. Принимаю решение. Что зависит от моего 7.11 решения. Я отвечаю за свое решение. Помоги себе сам. Волевое 14.11 поведение. 9. 10. утешает и 26.09 сердце 3.10 Беседа Повторить правила поведения в группе, воспитывать уважительное отношение к воспитанникам группы, воспитателям, учителям. Игры на Формировать у детей представление о командное характере человека. Побуждать к сотрудничество познанию внутреннего мира другого человека и к самопознанию. Способствовать осознанию детьми черт своего характера Занятие Школы Совершенствование умения вежливости, употреблять вежливые слова, игры ролевые общаться в коллективе сверстников и со взрослыми Беседа. Ролевые Воспитание уважительного отношения игры к человеку, обогащение и активизация словарного запаса, развитие речеслухового анализатора Акция Побуждать к уважительному отношению к профессии «учитель», к учителям школы. Просмотр Формировать бережное отношение к фильма членам своей семьи; уважать членов семьи, помогать им. Воспитывать семейные ценности. Беседа , Повторить правила поведения в группе, просмотр воспитывать уважительное отношение к фильма воспитанникам группы, воспитателям, учителям. Беседа , тренинг Учить детей принимать свое решение. Обсуждение ситуаций Учить детей умению отвечать за свое решение. Беседа. Речевые ситуации. Учить детей воспитывать силу воли. Учить детей осознанно относиться к своему здоровью. Воспитывать потребность быть здоровым. 25 11. Беседа «Смех серьезное». – дело 21.11 12. «Мое имя». 13. «Без друзей чуть» 14. Конституция основной закон. 15. «Как и что мы говорим» 19.12 Беседа. Практикум. 16. Урок добра. Дружба – это не работа. 26.12 17. «Научись владеть собой». 9.01 Беседа. Просмотр видеофильма. Школа вежливых наук 18. «Что такое хорошо, что 16.01 такое плохо». 19. «Любим добрые поступки» 23.01 20. «Я – пассажир». 30.01 21. «Нас пригласили в гости 6.02 …» 22. «Старших надо уважать». 13.02 23. «Он не такой, как все?». 20.02 28.11 меня чуть- 5.12 РФ – 12.12 Беседа. Просмотр презентации. Викторина Беседа, просмотр фильма Игра практикум Акцентировать внимание на продуктах, в которых содержатся полезные вещества Формирование этических норм поведения, навыков общения в коллективе сверстников и со взрослыми Развивать интерес к собственному «Я», отношения к себе и к другим как личности. Повторить правила дружбы: бережное отношение к друзьям, чувство уважения и взаимопомощи. – Расширение знаний о Конституции, о правах и обязанностях граждан, развитие связной речи Развитие умения следить за своей речью, формирование и развитие навыков самоконтроля, речеслухового анализатора (слухоречевой памяти, слухоречевого внимания, фонематических процессов) Провести игры на привитие дружбы. Воспитание уважительного отношения к человеку, обогащение и активизация словарного запаса, развитие речеслухового анализатора Чтение книг о Учить отличать хорошие поступки от хороших плохих, прививать моральные ценности. поступках Экскурсия в Воспитывать доброе отношение к людям, желание сделать приятное городскую окружающим, активизация словаря детскую библиотеку Практикум , Повторить правила поведения в ролевые игры транспорте, разыграть ситуации. Беседа. Формировать понятия о правилах Практикум. этикета, желание соблюдать их, уметь понятно объяснить необходимость соблюдения этих правил Беседа, решение Формировать уважительное отношение ситуаций. к людям старшего поколения. Просмотр Формирование внимательного фильма, отношения к другим людям, обсуждение этических норм поведения, навыков общения в коллективе сверстников и со взрослыми. К людям с ограниченными возможностями. 26 24. Этическая беседа 27.02 «Скромность – это что?». 25. «Какое оно, мое Я?». 6.03 26. Беседа «Чувства одинокого человека». 13.03 27. О чем говорит настроение? 20.03 28. Беседа «Старый друг лучше новых двух». 3.04 29. Беседа «Подвигу жить!» 10.04 30. Чтение из цикла воинских подвигах». «О 17.04 31. Беседа. Дети на войне. 24.04 32. «Что могла бы рассказать о тебе» 33 «Подарок – это Дар!» 15.05 34 «Радуга-дуга!» 22.05 парта 8.05 Беседа практикум , Формирование этических норм поведения, навыков общения в коллективе сверстников и со взрослыми, коррекция и развитие связной речи Беседа Развивать интерес к собственному «Я», отношения к себе и к другим как личности Презентация . Формирование внимательного Обсуждение. отношения к другим людям, этических норм поведения, навыков общения в коллективе сверстников и со взрослыми Беседа, тренинг Уметь создавать себе настроение, уважать окружающих тебя людей, прислушиваться к их настроению. Беседа, ролевые Воспитание умения дружить, приходить игры на помощь в беде, в трудностях, развитие коммуникативных навыков, содействовать сплочению детского коллектива Беседа, Воспитание патриотизма, уважения к просмотр подвигам героев, развитие презентации коммуникативной функции речи Экскурсия в Обогащение знаний детей о трудностях городскую фронтовой жизни, смелости и отваге, детскую привитие любви к чтению, обогащение библиотеку, словарного запаса выставка Чтение книг Воспитание патриотизма, глубокого уважения к ветеранам войны, развитие коммуникативной функции речи Составление рассказа на предложенную Беседатему, развитие воображения, размышление мышления, связной речи Ролевые игры Учить правильно дарить и принимать подарки. Развлекательная Составление правил поведения во время программа каникул, формирование навыков безопасной жизнедеятельности 27 9.4 Трудовое направление Задачи: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. -стимулирование потребности в продуктивной творческой деятельности через знакомство с различными видами деятельности ; -формирование творческого воображения, любознательности; -осуществление эстетического воспитания младших школьников; -воспитание аккуратности, приобщение к созданию уюта вокруг себя; -создание атмосферы взаимной радости, восхищения в процессе коллективно-поисковой деятельности участников программы. Сбор природного 06.09 Экскурсия в лес Провести экскурсию в лес. Собрать материала. природный материал. «Что лежит в корзине?» 13.09 Лепка , работа с Познакомить детей с выполнением пластилином и аппликации путем сочетания природными природных материалов между материалами собой 20.09 Практикум Уход за комнатными Научить ухаживать за комнатными растениями в кабинете растениями в классном кабинете; класса формировать навык командной работы Акция ко Дню пожилого 27.09 Практикум Выполнить подарки ко Дню человека. Поделки. пожилого человека. Подарить их. Беседа, просмотр Развивать воображение детей; «Летят перелетные 04.10 фильма, лепка побуждать создавать изображение птицы» фигур птиц. на сюжет стихотворения. Создание рисунка. Рисование. Радуга в гости 11.10 Формировать умение сочинять к нам пришла. сказку по предложенному сюжету. Познакомить с основными цветами спектра Руки не знают скуки. 18.10 Практикум . Изготовление поделок из пустых создание объемных спичечных коробок поделок «Грибная поляна» . 25.10 Изготовление Воспитывать любовь к природе. Панно. панно из разных Учить выполнять коллективное материалов. панно. Познакомить с разными Коллективная способами изготовления грибов работа. Коллективный проект 8.11 Работа с бумагой, Воспитывать любовь к природе. «Осень в моем поселке». красками. Учить выполнять коллективное панно. Подводный мир на 15.11. Аппликация из Воспитывать любовь к природе. бумаге. сухих листьев, Учить выполнять коллективное работа с бумагой. панно на тему «Подводный мир» Руки не знают скуки. 22.11 Практикум . Изготовление поделок из круп и яичной скорлупы. «Книжкина больничка». 29.11 Работа по ремонту Собрать старые книги в Экскурсия в библиотеку книг и учебной библиотеке, отремонтировать их. школы. литературы. Клуб оригами. Животные 6.12 Оригами . Познакомить учащихся с Азии . выполнением сюжетной 28 14. 15. Веселый клубочек. 13.12 Поделки из шерстяной нити. Мастерская Деда Мороза. 20.12 17. Поделки для детского сада 27.12 своими руками. Волшебство бисера. 10.01 18. 17.01 16. «Я самый лучший конструктор» 19. Птицы на кормушке. 24.01 20. «Книжкина больничка». Закладки для книг. 31.01 21. Клуб оригами. Животные 07.02 22. Подарок папе. 14.02 23. Бумажная пластика. Календарь дней рождения. Бумажная пластика. Веселый хоровод. 21.02 24. 25. «Милой портрет» 26. Сундучок из пластиковых бутылок. Рисование. Красная книга природы. 27. 28. Рисование. 28.02 мамочки 7.03 14.03 21.03 Карнавал 04.04 аппликации с комбинированием приемов (вырезание, оригами). Расширение кругозора учащихся Изготовление Научить работать с шерстяной поделок. нитью, создавать объемную аппликацию. Изготовление Научить изготавливать игрушки игрушек для для школьной елки. Развесить школьной елки. готовые изделия. Час поделок. Изготовить поделки для детского сада. Подарить их. Изделия из бисера. Познакомить детей с техникой бисероплетения. Учить детей планировать свою работу, распределять время. Практикум Научиться работать с конструктором , собирать изделия по заданному чертежу Лепка птиц, Научить создавать кормушки из изготовление бросового материала кормушек. старые книги в Работа с бумагой, Собрать библиотеке, отремонтировать их. картоном. Сделать закладки для книг. Работа с бумагой. Познакомить учащихся с выполнением сюжетной аппликации с комбинированием приемов (вырезание, оригами). Расширение кругозора учащихся Работа с бумагой Выполнить подарок папе из бумаги разных видов. Подарить подарки. КТД Изготовить настенный календарь. С датами рождения родных и т.д. Работа с бумагой Познакомить учащихся с выполнением сюжетной аппликации с комбинированием приемов (вырезание, оригами). Расширение кругозора учащихся Практикум Познакомить учащихся с выполнением сюжетной аппликации с комбинированием приемов (вырезание, оригами). Расширение кругозора учащихся Экозанятие Научить изготавливать сундучок из пластиковых бутылок. Рисунок Учить рисовать разные виды исчезающих растений и животных, передавая в рисунке их характерные признаки. Конкурс рисунков Учить рисовать цветы разными 29 цветов. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Уход за комнатными 11.04 растениями. Ручной труд. Волшебная 18.04 косичка. Практикум Экскурсия на школьный 25.04 огород. Правила безопасности при работе в огороде. Салют Победы. 02.05 Экскурсия, практикум. Экологическая операция 16.05 «Жизнь цветка» Акция «Верни книги в 23.05 библиотеку». Макраме приемами. Развивать наблюдательность, внимание. Научить ухаживать за комнатными растениями. Познакомить детей с техникой плетения макраме. Воспитывать усидчивость, аккуратность. Выполнять необходимые работы на школьном огороде. Аппликация ко Аппликация ко Дню Победы из Дню Победы , бросового материала и бумаги. работа с бумагой Практикум . Полив цветов на школьном огороде Акция Собрать книги , взятые из школьной библиотеки. Привести их в порядок. Сдать библиотекарю. 30 10.Список литературы, используемой для реализации программы. 1. Е.М. Минскин. Игры и развлечения в группе продлѐнного дня. М.: Просвещение, 20015. 2. О.Н. Козак. Путешествие в страну игр. СПб.: СОЮЗ,20017. 3. Г.И. Перевертень. Самоделки из бумаги. М.: Просвещение, 2015. 4. В.Н. Касаткина. Педагогика здоровья. -М: Просвещение, 2008. 5. М. Хасанова. Г.М. Сафиуллина. М.Я. Гарифуллина. Риторика. 1-4кл., – Казань, 2010. 6. В. Казыханов. Уроки нравственного воспитания. Festival. 1 september. ru 7. Д.Н. Сафарова. Виртуальный мир для мальчиков и девочек. – М., Просвещение, 2008. 8. В.П. Трушина. Уроки труда в начальных классах. – М.: Просвещение, 2012. 9. Ильин. И. С. Сто лучших моделей оригами. – М.: Просвещение, 2009. 10. РэйГибсон. Поделки папье-маше и бумажные цветы. – Ростов-на-Дону: Легион, 20019. 11. Э.К. Гульянц и И.Я.Базик. Что можно сделать из природного материала. Zavuch. Info>uploads|medhodlib/2012/9/11/rabochaja… 12. А.М. Гукасова. Внеклассная работа по труду. М.: Просвещение, 2007. 13. Е.А. Беляков. 365 развивающих игр. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 2009. 14. М.А. Давыдова. Праздник в школе: Сценарии, конкурсы, викторины: Для учащихся 1-5 классов. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 2013. 15. Банк педагогического опыта (http://www. edu.jar.ru/russian/) pedbank). 16. Группа продлѐнного дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 1-2 классы / Авт.сост. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина.-2-е издание, перераб.- М.: ВАКО, 2012. Интернет ресурсы. 1. «Страна мастеров» http://stranamasterov.ru/ 2. Портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://schoolcollection.edu.ru/ 3.http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 31