УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №14»
___________И.Г. Шафф
«01» декабря 2023г.
Положение
о работе образовательного учреждения по
профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения
Киселевского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №14»
(МБОУ «СОШ №14»)
Принято на заседании
Управляющего совета
МБОУ «СОШ №14»
« 01» 12.2023г.
Протокол № 7
Настоящее положение разработано в соответствии с основными
положениями Федерального Закона №120 –ФЗ от 24.06.1999г «Об основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних», Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г, Уставом школы, письмом
Министерства образования Кузбасса от 15.09.2023г. № 12991/14-01, с целью
исполнения пункта 2.2.7 Распоряжения Губернатора Кемеровской области –
Кузбасса от 23.08.2023 № 133-рг «О решении постоянно действующего
координационного совещания по обеспечению правопорядка в Кемеровской
области – Кузбассе от 01.08.2023»
1.Положение
системы
определяет
профилактики
направления
безнадзорности
деятельности
и
школьной
правонарушений
несовершеннолетних, формы работы, целевую аудиторию профилактической
деятельности.
2.Направления деятельности школьной системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
2.1Направлениями деятельности образовательного учреждения по
профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
являются:
2.1.1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо
проблемы в обучении.
2.1.2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально
опасном положении, а также не посещающих или систематически
пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных
учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего
образования.
2.1.2.1.
Выявление
несовершеннолетних
с
признаками,
свидетельствующими о возможной вовлеченности несовершеннолетнего
обучающегося в криминальные субкультуры, организации экстремистской
направленности и террористического характера, неформальные молодежные
объединения противоправной направленности.
2.1.3.
Выявление
семей,
находящихся
в
социально
опасном
положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
2.1.4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях
общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и
привлечение к участию в них несовершеннолетних.
2.1.5. Осуществление мер по реализации программ и методик,
направленных
на
формирование
законопослушного
поведения
несовершеннолетних.
3.Целевая группа работы по профилактике безнадзорности и
правонарушений.
3.1.Целевой
группой
деятельности
безнадзорности и правонарушений являются:
школы
по
профилактике
3.1.1.обучающиеся, злостно пропускающие занятия без уважительной
причины, склонные к бродяжничеству;
3.1.2. обучающиеся, имеющие отклонения в развитии и поведении
либо отклонения в обучении;
3.1.3.воспитывающиеся
в
неблагополучных,
социально-опасных
семьях;
3.1.4.
несовершеннолетние,
совершившие
правонарушения
или
преступления;
3.1.5.имеющие ограниченные возможности ( инвалиды);
3.1.6.
обучающиеся,
воспитывающиеся
в
многодетных,
малообеспеченных семьях;
3.1.7.обучающиеся, находящиеся под опекой или в приемной семье.
3.2.Выявление обучающихся целевой группы с целью организации
профилактической работы осуществляется на основании предоставления
администрации школы следующих документов:
3.2.1.заявление
несовершеннолетнего, родителей или законных
представителей ребенка с приложением справок или иных документов,
подтверждающих социальный статус семьи (обучающегося)
3.2.2.приговор, определение, постановление суда
3.2.3.постановление КДН и ЗП, прокурора, следователя, ОПДН
Отдела МВД России.
3.2.4.решение школьного Совета профилактики
3.2.5. справка по результатам проверок, заявления, жалобы, в том
числе классных руководителей (Приложение №1).
4.Лица,
осуществляющие
деятельность
по
профилактике
безнадзорности и правонарушений в образовательном учреждении.
4.1.Лицами, осуществляющими
деятельность по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательном
учреждении, являются:
администрация
школы, педагоги-предметники,
классные руководители, школьный врач, школьный психолог, социальный
педагог.
4.2.Обязанности лиц, осуществляющих деятельность по профилактике
безнадзорности
и
правонарушений
среди
несовершеннолетних
в
образовательном учреждении.
администрации
4.2.1Функции
школы
по
профилактике
безнадзорности и правонарушений:
-координация
и
контроль
деятельности
школьной
системы
профилактики безнадзорности и правонарушений;
-организация
деятельности
школьного
Совета
профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на
учебные занятия с выяснением причин отсутствия обучающегося в школе и
принятием оперативных мер по его возвращению
- направление
информации о количестве обучающихся, не
посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в
муниципальный орган управления образования;
- организация и контроль деятельности классных руководителей по
профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
-
развитие
системы
дополнительного
образования
детей
в
общеобразовательном учреждении;
- организация
постоянного мониторинга посещаемости детьми
группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов,
занятий в студиях, клубах;
-
совершенствование
системы
воспитательно-профилактической
работы в образовательном учреждении;
- обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной
жизненной ситуации, в каникулярное время;
- организацию в рамках воспитательно-профилактической работы
мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и
уголовной ответственности у обучающихся;
- включение в учебный план образовательного учреждения предметов,
образовательных
модулей,
направленных
на
формирование
законопослушного поведения обучающихся;
- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного
неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся (в
том числе «родительский всеобуч»).
- организация деятельности детских общественных объединений
правовой направленности;
- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений
культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности для
проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
-организация
работы
по
диагностической,
профилактике
несовершеннолетних
аналитической,
безнадзорности
и
информационной
правонарушений
среди
-информирование органов внутренних дел о фактах противоправного
поведения учащихся (драки, систематическое нарушение дисциплины и др.),
признаках,
свидетельствующих
несовершеннолетнего
о
обучающегося
возможной
в
вовлеченности
криминальные
субкультуры,
организации экстремистской направленности и террористического характера,
неформальные молодежные объединения противоправной направленности.
4.2.2.Функции
классных
руководителей
по
профилактике
безнадзорности и правонарушений:
-формирование полного банка
достоверных данных обучающихся
классного коллектива согласно утвержденной форме (Приложение№2);
-организация работы по выявлению семей группы риска и семей в
социально-опасном положении;
-организация ежедневного учета детей, не пришедших на учебные
занятия с выяснением причин отсутствия обучающегося в школе и
принятием оперативных мер по его возвращению;
- разработка и реализация планов, программ индивидуальной работы с
несовершеннолетними в целях их дальнейшего развития;
- осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля)
за поведением обучающихся этой категории, посещением учебных занятий,
освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу
ученика;
-
обеспечение
максимального
охвата
детей
образовательными
программами дополнительного образования;
- обеспечение занятости несовершеннолетних целевой группы по
профилактике безнадзорности и правонарушений, в каникулярное время;
- организацию в рамках воспитательно-профилактической работы
мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и
уголовной ответственности у обучающихся;
- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного
неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся;
- привлечение необходимых специалистов (медицинских работников,
социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с
детьми и родителями, оказания им адресной помощи.
-информирование администрации школы о фактах противоправного
поведения учащихся (драки, систематическое нарушение дисциплины и др.),
признаках,
свидетельствующих
несовершеннолетнего
о
обучающегося
возможной
в
криминальные
вовлеченности
субкультуры,
организации экстремистской направленности и террористического характера,
неформальные молодежные объединения противоправной направленности.
4.2.3 Функции социального педагога по профилактике безнадзорности
и правонарушений:
- создание банка данных
обучающихся,
являющихся
и формирование пакета документов
целевой
группой
деятельности
по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- разработка и реализация планов, программ индивидуальной работы
с несовершеннолетними и их семьями, являющимися целевой группой
деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
- организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения
совместно с правоохранительными органами, органами социальной защиты и
др.;
- привлечение субъектов системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, органов родительского соуправления,
попечительских советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности
по воспитанию, обучению детей;
- своевременное принятие необходимых мер по устройству детей из
семей социального риска в государственные учреждения;
- организацию обходов микрорайона школы с целью выявления детей
школьного возраста, подлежащих обучению и определению условий, в
которых они проживают;
- организация деятельности детских общественных объединений
профилактической направленности;
-информирование администрации школы о фактах противоправного
поведения учащихся (драки, систематическое нарушение дисциплины и др.),
признаках,
свидетельствующих
несовершеннолетнего
о
обучающегося
возможной
в
вовлеченности
криминальные
субкультуры,
организации экстремистской направленности и террористического характера,
неформальные молодежные объединения противоправной направленности
4.2.4
Функции
педагога-предметника
по
профилактике
безнадзорности и правонарушений:
-разработка и реализация планов и программ индивидуальной работы
по предмету с обучающимися , не усваивающими учебную программу ;
-своевременное
информирование
классного
руководителя
и
администрации школы о пропусках уроков обучающимися;
- информирование администрации школы о фактах противоправного
поведения учащихся (драки, систематическое нарушение дисциплины и др.),
признаках,
свидетельствующих
несовершеннолетнего
обучающегося
о
возможной
в
криминальные
вовлеченности
субкультуры,
организации экстремистской направленности и террористического характера,
неформальные молодежные объединения противоправной направленности
5.Школьный Совет профилактики безнадзорности и
правонарушений обучающихся является основным органом школьной
системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
5.1. Состав Совета профилактики определяется
настоящим
Положением. В состав Совета профилактики входят: председатель (директор
школы), заместитель председателя (заместитель директора по ВР), члены
Совета (заместитель директора по УВР, заместитель директора по БЖ,
социальный педагог, педагог-психолог, уполномоченный ОПДН)
Председатель осуществляет общее руководство и планирование
работы Совета профилактики, проводит заседание Совета профилактики,
докладывает
педагогическому
совету
о
результатах
работы
Совета
профилактики, при необходимости делегируя свои функции .
Заместитель
председателя
Совета
профилактики
в
отсутствие
председателя исполняет его обязанности.
Председатель,
профилактики
региональными
в
заместитель
своей
и
регламентирующими
работе
председателя
члены
руководствуются
муниципальными
организацию
и
нормативными
Совета
федеральными,
документами,
воспитательно-профилактической
и
учебной работы в школе, другими методическими рекомендациями и
инструктивными письмами департамента образования.
5.2. Заседания Совета профилактики проходят один раз в четверть, в
особых случаях проходят внеочередные дополнительные
заседания.
оперативные
5.3.Задачи и порядок деятельности Совета профилактики.
Совет профилактики:
5.3.1.Изучает
преступности
и
среди
анализирует
учащихся,
состояние
состояние
правонарушений
и
воспитательной
и
профилактической работы, направленной на их предупреждение, планирует
мероприятия профилактической работы.
5.3.2. Рассматривает персональные дела обучающихся, требующих
особого воспитательно-педагогического внимания на основании документов,
указанных в пункте 3.2. настоящего Положения, с предоставлением справки
о проделанной работе и характеристики обучающегося.
5.3.3. Планирует и организует индивидуальную профилактическую
работу с обучающимися целевой группы деятельности по профилактике
безнадзорности и правонарушений, выявленных согласно пунктам 3.1. и 3.2.
настоящего Положения;
5.3.4.Принимает решение о
постановке
на внутришкольный учет
выявленных обучающихся и их семей , равно как и о снятии с учета
обучающихся и (или) их семей.
5.3.5. Заслушивает классных руководителей и социального педагога о
состоянии работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних;
5.3.6. Выносит проблемные вопросы на обсуждение педсовета и для
принятия решения руководством школы;
5.3.7.
Ходатайствует
перед
подразделением
несовершеннолетних органов внутренних дел
несовершеннолетних
об
организации
по
делам
и комиссией по делам
профилактической
работы
с
обучающимися и семьями обучающихся целевой группы при отсутствии
положительных результатов профилактической работы или снятии с учета
обучающихся и их семей при наличии положительных результатов
профилактической работы.
5.3.8.
Информирует
органы
внутренних
дел
о
фактах
противоправного поведения учащихся (драки, систематическое нарушение
дисциплины
и
др.),
признаках,
свидетельствующих
вовлеченности
несовершеннолетнего
субкультуры,
организации
обучающегося
экстремистской
в
о
возможной
криминальные
направленности
и
террористического характера, неформальные молодежные объединения
противоправной направленности
5.3.8.Свою работу Совет профилактики проводит в тесном контакте с
правоохранительными органами; комиссиями по делам несовершеннолетних;
органами
Госнаркоконтроля
здравоохранения,
по
дополнительного
образования
администрациями
делам
предприятий
России;
органами
прокуратуры,
молодежи,
культуры;
учреждениями
детей;
по
наркологическими
службами;
месту
родителей;
работы
заинтересованными общественными организациями.
6.Документация лиц и органов, осуществляющих деятельность
по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
6.1.Документация совета профилактики
6.1.1. План работы Совета профилактики (на учебный год).
6.1.2. Протоколы заседаний Совета профилактики.
6.1.3.Документы по обращению в Совет профилактики (заявления,
характеристики, отчеты классных руководителей)
6.2.Документация социального педагога:
6.2.1.Банк данных обучающихся школы, банк данных обучающихся и
семей
обучающихся
целевой
группы
работы
по
профилактике
безнадзорности и правонарушений.
6.2.2. Карты (учетно-профилактические карточки), обучающихся и
семей, состоящих на внутришкольном учете , состоящих на учёте в ОПДН и
КДН и ЗП.
6.2.3.Документы,
отражающие
проводимые
мероприятия
с
обучающимися целевой группы работы по профилактике безнадзорности и
правонарушений
представления,
несовершеннолетних
ходатайства,
(отчеты,
выписки
из
акты
посещения,
протоколов
заседаний
муниципальных органов системы профилактики, справки о пропусках,
успеваемости, и др.)
6.2.4. Методические материалы по направлению деятельности
6.3.Документация заместителя директора по ВР.
6.3.1.Программа
воспитания
и
социализации
обучающихся,
подпрограмма профилактической работы образовательного учреждения.
6.3.2.План работы школы по профилактике безнадзорности и
правонарушений на учебный год, план внутришкольного контроля.
6.3.3. Банк данных обучающихся школы, банк данных обучающихся и
семей
обучающихся
целевой
группы
работы
по
профилактике
безнадзорности и правонарушений.
6.3.4.Справки
по
итогам
проведенных
мероприятий
профилактической направленности, документы по организации деятельности
детских общественных объединений правовой направленности;
6.3.5.Методические материалы по профилактической работе с
несовершеннолетними и их семьями.
6.3.6. Аналитические и диагностические материалы по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
6.4.Документация классного руководителя.
6.4.1.Банк данных обучающихся классного коллектива
6.4.2.Планы, программы индивидуальной работы с обучающимися
целевой группы работы по профилактике безнадзорности и правонарушений,
документация, отражающая проводимую работу.
6.4.3.Информация о каникулярной и летней занятости обучающихся
классного коллектива
6.4.4. Характеристики обучающихся классного коллектива.
6.4.5. Методические материалы по профилактической работе с
несовершеннолетними и их семьями.