ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

Управление образования Киселевского городского округа
МБОУ «СОШ № 14» Киселевского ГО

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

методическим советом

Директор

________________________

________________________

Шафф Е. М.
протокол №1 от «29» августа2023
г.

Шафф И. Г.
приказ №237 от «29»
августа2023 г.

ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБУЧЕНИЮ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
НАЧАЛЬНОГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МБОУ «СОШ№14»
Срок реализации: 2 года (с 2023г. по 2025г.)

Киселевск 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции
населения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или
регион с иными культурными традициями, языком, приводит к размыванию типичных форм культурной
самоидентификации людей, серьезному дискомфорту, который переживают даже взрослые, не говоря уже о
дезориентации детей всех возрастов. В этой связи все более актуальной для педагогики становятся проблема
социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни, к изменившемуся социуму. Очевидно, что особое
внимание следует уделять решению вопросов психолого-педагогической адаптации как взрослых, так и
детей.
Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие
комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют в первую очередь разработки комплекса
психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей
иностранных граждан, их адаптацию к новой социальной среде, создание условий, способствующих
предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие
способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания.
Усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов,
переселенцев, испытывающих материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к новым
социальным условиям, иной языковой среде и культуре. Большинство детей мигрантов переживают опыт
продолжительной разлуки с родственниками. Несмотря на это, количество мигрирующих людей растет год
от года. Здесь особенно важна роль педагогов – стиль общения и манеры преподавания; основы, на которых
строятся взаимоотношения с детьми и их родителями; взаимодействие культурных идентичностей

преподавателя и учащихся; способностисоздать толерантный климат в учебном заведении.
Каждый педагог должен осознавать, что все обучающиеся – уникальный субъект, который испытывает
влияние многих культур, и педагогу следует быть очень чувствительным к особенностям культурных
характеристик детей из семей мигрантов. Необходимо анализировать каждую отдельную ситуацию,
выявлять причины «необычного» поведения учащегося, исходя из его культурного контекста. Данная
программа разработана для несовершеннолетних иностранных граждан обучающихся в российской
общеобразовательной школе. Этническая неоднородность контингента обучающихся накладывает отпечаток
как на взаимоотношения детей и подростков между собой, таки на взаимоотношения с педагогами. Некоторые
из детей при поступлении в школу имеют языковой барьер, так как в семьях разговаривают на родном (не
русском) языке.
Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к
поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать детей-мигрантов к социуму в поликультурной
среде, но и развивать склонности, способности и интересы. В основе структуры предлагаемой нами
Программы лежит трехуровневая модель адаптации детей иностранных граждан к новым для них
социокультурным условиям.
Учебная адаптация. Социально-психологическая адаптация. Культурная адаптация
Согласно данной модели, ключевыми направлениями этого процесса являются:
1. Включение обучающихся в учебно-воспитательную деятельность класса и школы.
2. Овладение особенностями межличностного взаимодействия со сверстниками, с педагогами.
3. Вовлечение в местную подростковую и молодежную культуру.
4. Развитие творческих способностей через ознакомление с культурным многообразием социальной среды.
Программа предусматривает помощь в социальной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и

педагогическую поддержку родителей (законных представителей) несовершеннолетних иностранных граждан,
организацию мероприятий способствующих формированию позитивных жизненных целей, формированию
представления о жителях округа, что позволит способствовать решению проблемы социализации и интеграции в
общество данной категории людей. Программа затрагивает деятельность всех субъектов образовательного
процесса; опирается на такие принципы, как:
• признание и уважение общечеловеческих ценностей;
• развитие национально-культурной идентичности;
• обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки
в поликультурной социально-образовательной среде;
поддержка индивидуальности детей иностранных граждан в условиях ненасильственного
гуманистического развития;гуманистический, личностно-ориентированный и развивающий
подходы.
Программа является основополагающим документом, разработанным в соответствии с основными нормативными
документами,регламентирующими деятельность образовательного учреждения.
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Конвенция ООН о правах ребёнка.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Семейного Кодекса Российской Федерации.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Федеральный Закон Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних».

6. Федеральный закон Российской Федерации 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред ихздоровью и развитию».
7. Федеральный закон Российской Федерации от 18.06.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных
граждан и лиц безгражданства».
9. Устав образовательного учреждения.
Цель программы: • создание условий, содействующих социальной адаптации детей к системе образования и
в целом к жизни.
Задачи:
Освоение детьми-мигрантами
образовательных программ.Формирование
культурной компетентности обучающихся.
Воспитание коммуникативной культуры несовершеннолетних иностранных граждан, умения общаться с
представителямиразных культур.
Воспитание толерантного сознания учащихся школы.
Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.
Основные направления реализации Программы
Организационные мероприятия по
реализации программыМетодическая работа
с кадрами
Работа с обучающимися и их
родителями Развитие
межведомственного

взаимодействия
Практическая значимость программы и ожидаемые результаты
Программа по социализации (адаптации) несовершеннолетних иностранных граждан нацелена на оказание
специальной помощи обучающимся, направленной на раскрытие внутреннего потенциала личности, активизацию
его собственных ресурсов и успешной адаптации в социуме. При этом могут быть успешно решены следующие
группы проблем в развитии ребенка:
-выбор образовательного маршрута (образовательное и личностное самоопределение);
- преодоление затруднений в учебе;
-адаптация несовершеннолетних иностранных граждан к жизни в школьном социуме;
-личностные проблемы развития;
- сохранение жизни и здоровья;
- расширение пространства досуга.
В процессе развития программы предусматривается ее доработка и корректировка с учетом пожеланий
родителей и педагогов.Предполагается, что в результате реализации Программы к 2025 году будут достигнуты
следующие результаты:
Уменьшение проявлений отклонений в поведении и обучении;
Повышение уровня удовлетворённости педагогов и родителей
взаимоотношениями с детьми;Сформированность навыков эффективного,
бесконфликтного общения;
Снижение количества конфликтных ситуаций.
Результаты отслеживаются методами анкетирования, опроса, наблюдения, а также в ходе
индивидуальных бесед с детьмимигрантами, индивидуальных консультаций для педагогов и родителей.

Этапы и механизмы реализации программы
Комплексная программа по социализации (адаптации) несовершеннолетних иностранных граждан включает в
себя три этапа:
1. Подготовительный этап (формирование банка данных образовательного учреждения, определение форм и
методов работы).
2. Основной этап (внедрение разработанных форм и методов работы по соответствующим
направлениям).

Программа социализации несовершеннолетних иностранных граждан

включает следующие направления: диагностическое; консультационное; просветительское;
коррекционно-развивающее; профилактическое.
3. Заключительный этап (завершение мероприятий по реализации программы, мониторинг, анализ полученных
результатов).Формы и методы работы:
Анкетирование, социальный опрос;
Индивидуальные консультации (для педагогов, обучающихся и
ϖ родителей);Групповые консультации (для обучающихся и
родителей);
Групповые занятия для
обучающихся; Посещение
обучающихся по месту
жительства.
Каждый этап программы представляет собой завершенный цикл деятельности, сопровождающийся
накопленным в банке данныхинформацией, и заканчивается контролем и анализом полученных результатов.
Мероприятия Программы направлены на преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности, овладение

навыками адаптации к социуму, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости и безразличия среди
учащихся, создание условий для развития лидерских качеств личности, и распространение идей духовного
единства, дружбы народов, межэтнического согласия и российского патриотизма.
Кадровое обеспечение реализации Программы:
Администрация образовательного учреждения (осуществление подготовки, повышения квалификации
специалистов дляработы по правовому и психолого-педагогическому сопровождению процесса правового
воспитания школьников).
Педагоги-психологи:
конкретная помощь учащимся в адаптации к новым условиям, но в целом – формирование толерантности к
обществу, в которомпроходит социализация ребенка организация системы занятий с участниками образовательного
процесса:
1) по межличностному общению подростков – формирование сплоченности коллектива;
2) по адаптации к новой социокультурной среде для детеймигрантов (недавно прибывших);
3) по русскому языку как иностранному с элементами психологического тренинга (развитие психических
процессов);
4) проведение тренингов по основам межличностного общения в мультикультурном обществе.
Логопед:
Проведение логопедических занятий по формированию лексикограмматических категорий и развитию связной
речи у детей сбилингвизмом в начальной школе.
Работа над грамматическим строем речи и расширением словарного запаса (активного
и пассивного).Проведение развивающих игр, направленных на понимание русских

слов для данного возраста.
Развитие высших психических функций и мелкой моторики.
Консультации родителей по вопросам формирования у ребенка правильной русской речи.
Социальный педагог:
профилактическая работа с семьями детей,
организация работы по коррекции поведения и адаптации детей в ученическом коллективе, вовлечение в
социокультурное пространство школы, проведение мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся.

ПЛАН И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИНОСТРАННЫХ
ГРАЖДАН
План и структура педагогической поддержки детей-мигрантов направлена на взаимодействие всех
специалистовобразовательного учреждения и осуществляется на основе следующих мероприятий:
Направление

Форма работы

Ответственный

1. Определение уровня
подготовки для
обучения в классе

Диагностика уровня обучения

2. Изучение медицинской карты ребенкамигранта
3. Изучение уровня развития устной и
письменной речи ребенка
4. Предварительная оценка психического
здоровья ребенка

Диагностика уровня здоровья ребенка мигранта

Классный руководитель,
учителя по предметамобучения,
заместитель директора по
учебно- воспитательной работе
Медицинский работник

Диагностика устной и письменной речи
ребенка-мигранта
Диагностика психического здоровья, оценка
наличия уровня стресса, «утраты»

Учитель- предметник, логопед
Педагог-психолог

5. Социальная карта ребенка-мигранта

1. Помощь в обучении несовершеннолетним
иностранным гражданам в процессе адаптации
и социализации
2. Одаренные дети
3. Русский язык по специальной подготовке

4. Дифференциация в обучении
несовершеннолетних иностранных граждан

Диагностика социальной характеристики
семьи, обследование жилищно-бытовых
условий

Социальный педагог

Методическое объединение

Руководители

Участие несовершеннолетних иностранных
граждан в разработке учебных проектов,
участие в конкурсах
Дополнительные занятия по специальной
подготовке несовершеннолетних иностранных
граждан для обучения русскому языку

Заместитель директора по
учебно- воспитательной
работе, учителя-предметники
Заместитель директора по
учебно- воспитательной
работе, учителя-предметники,
классные руководители,
родители (законные
представители)
Заместитель директора по
учебно- воспитательной
работе, учителя-предметники,
классные руководители,
родители (законные
представители)

Образовательная
деятельность

Дополнительные занятия по поддержке
несовершеннолетних иностранных граждан в
области предметной подготовки

Воспитательная деятельность
1. Мир толерантности

Неделя толерантности в ОУ

2. «Я за здоровый образ жизни!»

Конкурс детских рисунков

3. Школа – территория здоровья и спорта

Приобщение несовершеннолетних
иностранных граждан к участию в спортивных
секциях, спортивных соревнованиях

Заместитель директора по
воспитательной работе,
педагог-организатор, педагогпсихолог,классные
руководители, учителяпредметники
Педагог-организатор, классные
руководители
Учителя физкультуры

4. Школа – территория культуры и
нравственности
5. Школа – территория возможностей

6. Я и моя семья

7. Мероприятия, приуроченные ко Дню
народного единства
8. Проведение Дня родного языка

1. Познай своё «Я»

2. Взаимодействие с другими людьми
3. Моя будущая профессия
4. Мы вместе

5. Основы безопасности и жизнедеятельности

Приобщение несовершеннолетних
иностранных граждан к участию в кружках
эстетического развития и воспитания
Участие несовершеннолетних иностранных
граждан в воспитательных мероприятиях ОУ, в
олимпиадах по предметам
Участие несовершеннолетних иностранных
граждан в совместных мероприятиях с
родителями, спортивные праздники, конкурсы
и т.д.
Участие несовершеннолетних иностранных
граждан в воспитательных мероприятиях ОУ
Участие несовершеннолетних иностранных
граждан в воспитательных мероприятиях ОУ

Профилактическая
деятельность

Групповые занятия по адаптации и
социализации несовершеннолетних
иностранных граждан в среду классного
коллектива
Групповые занятия по развитию
коммуникативных навыков
несовершеннолетних иностранных граждан
Групповые и индивидуальные занятия по
профессиональному самоопределению
несовершеннолетних иностранных граждан
Групповые занятия по первичной
профилактике суицидального поведения и
профилактике употребления ПАВ
несовершеннолетних иностранных граждан
педагогический патруль

Руководители внеурочной
деятельности по направлениям
Заместитель директора по
воспитательнойработе,
классные руководители,
учителя- предметники
Заместитель директора по
воспитательнойработе,
классные руководители
Заместитель директора по
воспитательнойработе,
классные руководители
Заместитель директора по
воспитательнойработе,
классные руководители

Педагог-психолог

Педагог-психолог
Педагог-психолог, социальный
педагог
Педагог-психолог, социальный
педагог
Социальный педагог,
педагог-психолог, классные
руководители, родители
(законныепредставители)

6. Мои права и обязанности

Совет профилактики

7. Определение образовательного маршрута
несовершеннолетних иностранных граждан

ППк ОУ

Консультативная
деятельность

1. Родитель XXI века. Какой он?

Родительский клуб – групповое
консультирование

2. Консультационный пункт

Консультирование несовершеннолетних
иностранных граждан, их родителей (законных
представителей), педагогов ОУ по
взаимодействию с детьми

3. Наша дружная семья

Индивидуальное консультирование
несовершеннолетних иностранных граждан,
родителей (законных представителей)
Групповое и индивидуальное
консультирование педагогов в рамках
семинаров, семинаров-практикумов

4. Педагогическая поддержка детей из семей
несовершеннолетних иностранных граждан
одно из условий успешной адаптации и
обучения в школе
5. Психолого- педагогическая поддержка
несовершеннолетних иностранных граждан

1. Я и мои эмоции

Социальный педагог,
педагог-психолог, классные
руководители, родители
(законныепредставители)
Педагог-психолог,
социальный педагог,
учитель-логопед,
классные руководители,
родители (законные
представители)

Педагог-психолог,
учитель-логопед,
социальный педагог
Социальный педагог,
педагог-психолог,
учитель-логопед,
классные руководители,
учителя-предметники
Социальный педагог, педагогпсихолог
Педагог-психолог, социальный
педагог

Индивидуальное консультирование
несовершеннолетних иностранных граждан по
вопросам детско-родительских отношений,
взаимоотношений с одноклассниками,
учителями

Педагог-психолог,
социальный педагог,
классные руководители

Групповые и индивидуальные занятия с
несовершеннолетних иностранных граждан по
коррекции и развитию эмоциональной сферы

Педагог-психолог, социальный
педагог

Коррекционно-развивающая
деятельность

2. Говорю правильно, пишу красиво

Подгрупповые и индивидуальные занятия с
несовершеннолетних иностранных граждан по
коррекции устной и письменной речи,
коррекции звукопроизношения
Занятия по логоритмике

3. Ритмика и правописание

4. Не дружи со своей обидой

Групповые и индивидуальные занятия по
обучению взаимодействия в конфликте

5. Педагогическая успешность ребенка

Семинары, семинары-практикумы, тренинги
для педагогов ОУ

Учитель-логопед, учительпредметник
Учитель-логопед, педагогпсихолог, классные
руководители, родители
(законные представители)
Педагог-психолог,
социальный педагог,
классные руководители
Педагог-психолог, социальный
педагог

Ожидаемые результаты
Создание в муниципальном общеобразовательном учреждении единой целостной системы воспитания детей,
подростков и молодежи. Формирование у подрастающего поколения чувства сопричастности к истории, культуре,
традициям родного края, ответственности за его будущее развитие, гуманистических норм общения, здорового
образа жизни, позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций. Повышение приемов воспитательного
воздействия на подрастающее поколение за счет использования принципов педагогики, инновационных
воспитательных

методик

воспитательных

задач.

и

технологий,

Социальная

личностного

адаптация

и

и

дифференцированного

социализация,

подходов

профессиональное

в

решении

самоопределение

несовершеннолетних иностранных граждан. Укрепление воспитательного потенциала семьи. Формирование
активной жизненной позиции, социальной ответственности, профессиональной направленности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».