Управление образования Киселевского городского округа МБОУ «СОШ № 14» Киселевского ГО РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО методическим советом Директор ________________________ ________________________ Шафф Е. М. протокол №1 от «29» августа2023 г. Шафф И. Г. приказ №237 от «29» августа2023 г. ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБУЧЕНИЮ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МБОУ «СОШ№14» Срок реализации: 2 года (с 2023г. по 2025г.) Киселевск 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня наша страна, как и многие мировые державы, переживает крупномасштабные миграции населения. Резкое изменение привычных условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион с иными культурными традициями, языком, приводит к размыванию типичных форм культурной самоидентификации людей, серьезному дискомфорту, который переживают даже взрослые, не говоря уже о дезориентации детей всех возрастов. В этой связи все более актуальной для педагогики становятся проблема социальной адаптации ребенка к новым условиям жизни, к изменившемуся социуму. Очевидно, что особое внимание следует уделять решению вопросов психолого-педагогической адаптации как взрослых, так и детей. Адаптация, трудности социального характера (плохое материальное положение семьи, отсутствие комфортного жилья, перемена места жительства и др.) требуют в первую очередь разработки комплекса психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей иностранных граждан, их адаптацию к новой социальной среде, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости в условиях диалога и взаимопонимания. Усиливающаяся миграция привела к появлению большого количества детей беженцев, мигрантов, переселенцев, испытывающих материальные, социальные и образовательные трудности в адаптации к новым социальным условиям, иной языковой среде и культуре. Большинство детей мигрантов переживают опыт продолжительной разлуки с родственниками. Несмотря на это, количество мигрирующих людей растет год от года. Здесь особенно важна роль педагогов – стиль общения и манеры преподавания; основы, на которых строятся взаимоотношения с детьми и их родителями; взаимодействие культурных идентичностей преподавателя и учащихся; способностисоздать толерантный климат в учебном заведении. Каждый педагог должен осознавать, что все обучающиеся – уникальный субъект, который испытывает влияние многих культур, и педагогу следует быть очень чувствительным к особенностям культурных характеристик детей из семей мигрантов. Необходимо анализировать каждую отдельную ситуацию, выявлять причины «необычного» поведения учащегося, исходя из его культурного контекста. Данная программа разработана для несовершеннолетних иностранных граждан обучающихся в российской общеобразовательной школе. Этническая неоднородность контингента обучающихся накладывает отпечаток как на взаимоотношения детей и подростков между собой, таки на взаимоотношения с педагогами. Некоторые из детей при поступлении в школу имеют языковой барьер, так как в семьях разговаривают на родном (не русском) языке. Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы. В основе структуры предлагаемой нами Программы лежит трехуровневая модель адаптации детей иностранных граждан к новым для них социокультурным условиям. Учебная адаптация. Социально-психологическая адаптация. Культурная адаптация Согласно данной модели, ключевыми направлениями этого процесса являются: 1. Включение обучающихся в учебно-воспитательную деятельность класса и школы. 2. Овладение особенностями межличностного взаимодействия со сверстниками, с педагогами. 3. Вовлечение в местную подростковую и молодежную культуру. 4. Развитие творческих способностей через ознакомление с культурным многообразием социальной среды. Программа предусматривает помощь в социальной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан и педагогическую поддержку родителей (законных представителей) несовершеннолетних иностранных граждан, организацию мероприятий способствующих формированию позитивных жизненных целей, формированию представления о жителях округа, что позволит способствовать решению проблемы социализации и интеграции в общество данной категории людей. Программа затрагивает деятельность всех субъектов образовательного процесса; опирается на такие принципы, как: • признание и уважение общечеловеческих ценностей; • развитие национально-культурной идентичности; • обеспечение в учебном процессе и в процессе социальной адаптации культурной и языковой подготовки в поликультурной социально-образовательной среде; поддержка индивидуальности детей иностранных граждан в условиях ненасильственного гуманистического развития;гуманистический, личностно-ориентированный и развивающий подходы. Программа является основополагающим документом, разработанным в соответствии с основными нормативными документами,регламентирующими деятельность образовательного учреждения. Программа разработана на основе следующих документов: 1. Конвенция ООН о правах ребёнка. 2. Конституция Российской Федерации. 3. Семейного Кодекса Российской Федерации. 4. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 5. Федеральный Закон Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних». 6. Федеральный закон Российской Федерации 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред ихздоровью и развитию». 7. Федеральный закон Российской Федерации от 18.06.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц безгражданства». 9. Устав образовательного учреждения. Цель программы: • создание условий, содействующих социальной адаптации детей к системе образования и в целом к жизни. Задачи: Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.Формирование культурной компетентности обучающихся. Воспитание коммуникативной культуры несовершеннолетних иностранных граждан, умения общаться с представителямиразных культур. Воспитание толерантного сознания учащихся школы. Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации. Основные направления реализации Программы Организационные мероприятия по реализации программыМетодическая работа с кадрами Работа с обучающимися и их родителями Развитие межведомственного взаимодействия Практическая значимость программы и ожидаемые результаты Программа по социализации (адаптации) несовершеннолетних иностранных граждан нацелена на оказание специальной помощи обучающимся, направленной на раскрытие внутреннего потенциала личности, активизацию его собственных ресурсов и успешной адаптации в социуме. При этом могут быть успешно решены следующие группы проблем в развитии ребенка: -выбор образовательного маршрута (образовательное и личностное самоопределение); - преодоление затруднений в учебе; -адаптация несовершеннолетних иностранных граждан к жизни в школьном социуме; -личностные проблемы развития; - сохранение жизни и здоровья; - расширение пространства досуга. В процессе развития программы предусматривается ее доработка и корректировка с учетом пожеланий родителей и педагогов.Предполагается, что в результате реализации Программы к 2025 году будут достигнуты следующие результаты: Уменьшение проявлений отклонений в поведении и обучении; Повышение уровня удовлетворённости педагогов и родителей взаимоотношениями с детьми;Сформированность навыков эффективного, бесконфликтного общения; Снижение количества конфликтных ситуаций. Результаты отслеживаются методами анкетирования, опроса, наблюдения, а также в ходе индивидуальных бесед с детьмимигрантами, индивидуальных консультаций для педагогов и родителей. Этапы и механизмы реализации программы Комплексная программа по социализации (адаптации) несовершеннолетних иностранных граждан включает в себя три этапа: 1. Подготовительный этап (формирование банка данных образовательного учреждения, определение форм и методов работы). 2. Основной этап (внедрение разработанных форм и методов работы по соответствующим направлениям). Программа социализации несовершеннолетних иностранных граждан включает следующие направления: диагностическое; консультационное; просветительское; коррекционно-развивающее; профилактическое. 3. Заключительный этап (завершение мероприятий по реализации программы, мониторинг, анализ полученных результатов).Формы и методы работы: Анкетирование, социальный опрос; Индивидуальные консультации (для педагогов, обучающихся и ϖ родителей);Групповые консультации (для обучающихся и родителей); Групповые занятия для обучающихся; Посещение обучающихся по месту жительства. Каждый этап программы представляет собой завершенный цикл деятельности, сопровождающийся накопленным в банке данныхинформацией, и заканчивается контролем и анализом полученных результатов. Мероприятия Программы направлены на преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности, овладение навыками адаптации к социуму, обеспечение мира и согласия, недопущения жестокости и безразличия среди учащихся, создание условий для развития лидерских качеств личности, и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межэтнического согласия и российского патриотизма. Кадровое обеспечение реализации Программы: Администрация образовательного учреждения (осуществление подготовки, повышения квалификации специалистов дляработы по правовому и психолого-педагогическому сопровождению процесса правового воспитания школьников). Педагоги-психологи: конкретная помощь учащимся в адаптации к новым условиям, но в целом – формирование толерантности к обществу, в которомпроходит социализация ребенка организация системы занятий с участниками образовательного процесса: 1) по межличностному общению подростков – формирование сплоченности коллектива; 2) по адаптации к новой социокультурной среде для детеймигрантов (недавно прибывших); 3) по русскому языку как иностранному с элементами психологического тренинга (развитие психических процессов); 4) проведение тренингов по основам межличностного общения в мультикультурном обществе. Логопед: Проведение логопедических занятий по формированию лексикограмматических категорий и развитию связной речи у детей сбилингвизмом в начальной школе. Работа над грамматическим строем речи и расширением словарного запаса (активного и пассивного).Проведение развивающих игр, направленных на понимание русских слов для данного возраста. Развитие высших психических функций и мелкой моторики. Консультации родителей по вопросам формирования у ребенка правильной русской речи. Социальный педагог: профилактическая работа с семьями детей, организация работы по коррекции поведения и адаптации детей в ученическом коллективе, вовлечение в социокультурное пространство школы, проведение мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся. ПЛАН И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГОСОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН План и структура педагогической поддержки детей-мигрантов направлена на взаимодействие всех специалистовобразовательного учреждения и осуществляется на основе следующих мероприятий: Направление Форма работы Ответственный 1. Определение уровня подготовки для обучения в классе Диагностика уровня обучения 2. Изучение медицинской карты ребенкамигранта 3. Изучение уровня развития устной и письменной речи ребенка 4. Предварительная оценка психического здоровья ребенка Диагностика уровня здоровья ребенка мигранта Классный руководитель, учителя по предметамобучения, заместитель директора по учебно- воспитательной работе Медицинский работник Диагностика устной и письменной речи ребенка-мигранта Диагностика психического здоровья, оценка наличия уровня стресса, «утраты» Учитель- предметник, логопед Педагог-психолог 5. Социальная карта ребенка-мигранта 1. Помощь в обучении несовершеннолетним иностранным гражданам в процессе адаптации и социализации 2. Одаренные дети 3. Русский язык по специальной подготовке 4. Дифференциация в обучении несовершеннолетних иностранных граждан Диагностика социальной характеристики семьи, обследование жилищно-бытовых условий Социальный педагог Методическое объединение Руководители Участие несовершеннолетних иностранных граждан в разработке учебных проектов, участие в конкурсах Дополнительные занятия по специальной подготовке несовершеннолетних иностранных граждан для обучения русскому языку Заместитель директора по учебно- воспитательной работе, учителя-предметники Заместитель директора по учебно- воспитательной работе, учителя-предметники, классные руководители, родители (законные представители) Заместитель директора по учебно- воспитательной работе, учителя-предметники, классные руководители, родители (законные представители) Образовательная деятельность Дополнительные занятия по поддержке несовершеннолетних иностранных граждан в области предметной подготовки Воспитательная деятельность 1. Мир толерантности Неделя толерантности в ОУ 2. «Я за здоровый образ жизни!» Конкурс детских рисунков 3. Школа – территория здоровья и спорта Приобщение несовершеннолетних иностранных граждан к участию в спортивных секциях, спортивных соревнованиях Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, педагогпсихолог,классные руководители, учителяпредметники Педагог-организатор, классные руководители Учителя физкультуры 4. Школа – территория культуры и нравственности 5. Школа – территория возможностей 6. Я и моя семья 7. Мероприятия, приуроченные ко Дню народного единства 8. Проведение Дня родного языка 1. Познай своё «Я» 2. Взаимодействие с другими людьми 3. Моя будущая профессия 4. Мы вместе 5. Основы безопасности и жизнедеятельности Приобщение несовершеннолетних иностранных граждан к участию в кружках эстетического развития и воспитания Участие несовершеннолетних иностранных граждан в воспитательных мероприятиях ОУ, в олимпиадах по предметам Участие несовершеннолетних иностранных граждан в совместных мероприятиях с родителями, спортивные праздники, конкурсы и т.д. Участие несовершеннолетних иностранных граждан в воспитательных мероприятиях ОУ Участие несовершеннолетних иностранных граждан в воспитательных мероприятиях ОУ Профилактическая деятельность Групповые занятия по адаптации и социализации несовершеннолетних иностранных граждан в среду классного коллектива Групповые занятия по развитию коммуникативных навыков несовершеннолетних иностранных граждан Групповые и индивидуальные занятия по профессиональному самоопределению несовершеннолетних иностранных граждан Групповые занятия по первичной профилактике суицидального поведения и профилактике употребления ПАВ несовершеннолетних иностранных граждан педагогический патруль Руководители внеурочной деятельности по направлениям Заместитель директора по воспитательнойработе, классные руководители, учителя- предметники Заместитель директора по воспитательнойработе, классные руководители Заместитель директора по воспитательнойработе, классные руководители Заместитель директора по воспитательнойработе, классные руководители Педагог-психолог Педагог-психолог Педагог-психолог, социальный педагог Педагог-психолог, социальный педагог Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, родители (законныепредставители) 6. Мои права и обязанности Совет профилактики 7. Определение образовательного маршрута несовершеннолетних иностранных граждан ППк ОУ Консультативная деятельность 1. Родитель XXI века. Какой он? Родительский клуб – групповое консультирование 2. Консультационный пункт Консультирование несовершеннолетних иностранных граждан, их родителей (законных представителей), педагогов ОУ по взаимодействию с детьми 3. Наша дружная семья Индивидуальное консультирование несовершеннолетних иностранных граждан, родителей (законных представителей) Групповое и индивидуальное консультирование педагогов в рамках семинаров, семинаров-практикумов 4. Педагогическая поддержка детей из семей несовершеннолетних иностранных граждан одно из условий успешной адаптации и обучения в школе 5. Психолого- педагогическая поддержка несовершеннолетних иностранных граждан 1. Я и мои эмоции Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, родители (законныепредставители) Педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, классные руководители, родители (законные представители) Педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог Социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, классные руководители, учителя-предметники Социальный педагог, педагогпсихолог Педагог-психолог, социальный педагог Индивидуальное консультирование несовершеннолетних иностранных граждан по вопросам детско-родительских отношений, взаимоотношений с одноклассниками, учителями Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители Групповые и индивидуальные занятия с несовершеннолетних иностранных граждан по коррекции и развитию эмоциональной сферы Педагог-психолог, социальный педагог Коррекционно-развивающая деятельность 2. Говорю правильно, пишу красиво Подгрупповые и индивидуальные занятия с несовершеннолетних иностранных граждан по коррекции устной и письменной речи, коррекции звукопроизношения Занятия по логоритмике 3. Ритмика и правописание 4. Не дружи со своей обидой Групповые и индивидуальные занятия по обучению взаимодействия в конфликте 5. Педагогическая успешность ребенка Семинары, семинары-практикумы, тренинги для педагогов ОУ Учитель-логопед, учительпредметник Учитель-логопед, педагогпсихолог, классные руководители, родители (законные представители) Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители Педагог-психолог, социальный педагог Ожидаемые результаты Создание в муниципальном общеобразовательном учреждении единой целостной системы воспитания детей, подростков и молодежи. Формирование у подрастающего поколения чувства сопричастности к истории, культуре, традициям родного края, ответственности за его будущее развитие, гуманистических норм общения, здорового образа жизни, позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций. Повышение приемов воспитательного воздействия на подрастающее поколение за счет использования принципов педагогики, инновационных воспитательных методик воспитательных задач. и технологий, Социальная личностного адаптация и и дифференцированного социализация, подходов профессиональное в решении самоопределение несовершеннолетних иностранных граждан. Укрепление воспитательного потенциала семьи. Формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности, профессиональной направленности.