Программа воспитания ЛДП Дорогами России

Управление образования Киселевского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киселёвского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №14»

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

«Дорогами России»
летнего пришкольного лагеря
с дневным пребыванием детей
разработчик
Бабушкина Екатерина Александровна
педагог дополнительного образования

Киселевск , 2022

2

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

5

Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

9

1.1. Цель и задачи воспитания

9

1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности

10

1.3. Основные направления воспитания

12

1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности

13

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

15

2.1. Модуль «Будущее России»

16

2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»

17

2.3. Модуль «Отрядная работа»

17

2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»

19

2.5. Модуль «Самоуправление»

20

2.6. Модуль «Дополнительное образование»

21

2.7. Модуль «Здоровый образ жизни»

21

2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

22

2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»

23

2.10. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»

24

2.11. Модуль «Экскурсии и походы»

25

2.12. Модуль «Профориентация»

25

2.13. Модуль «Детское медиа-пространство»

26

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

28

3.1. Особенности организации воспитательной деятельности

28

3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания

29

Приложения

32

3

Информационная карта программы:
Полное название
программы

Программа воспитания патриотической
направленности «Дорогами России» летнего
пришкольного лагеря с дневным пребыванием
«Юность Кузбасса».

Цель программы

- создание благоприятных условий и
возможностей, позволяющих решить задачи
непрерывного патриотического воспитания;
- воспитание гражданственности, правосознания,
ответственности за судьбы малой родины и
умение самостоятельно анализировать
исторические факты;
- оздоровление детей и организация
полноценного отдыха учащихся во время летних
каникул,
- организация проведения летних каникул
школьников, предупреждения безнадзорности,
правонарушений, и травматизма
несовершеннолетних.

Задачи программы:

• развивать интерес к истории родного края,
Родине, к своей родословной; поисковой
и исследовательской деятельности;

воспитывать уважение к традициям,
обычаям, местным обрядам, культурному
наследию, труду земляков;

воспитывать стремление к улучшению
окружающей среды родного края;

повышать
мотивацию
личности
к
познавательной деятельности и творчеству
средствами патриотического воспитания;

развивать навыки ЗОЖ и БЖ.

Направление деятельности

гражданско-патриотическое

Разработчик программы

Бабушкина Е.А.- начальник лагеря.

Муниципальное образовательное

МБОУ «СОШ №14»

учреждение, представившее
программу
Адрес

652700, Кемеровская область, город Киселевск,
улица Ленина, дом 34.

Телефон

8(38464)20715

Место реализации

Пришкольный лагерь с дневным пребыванием

4
на базе МБОУ «СОШ №14»
Возраст участников программы

От 6 до 16 лет

Количество детей

150 человек

Срок реализации

23.06.2022 -18.07.2022 г.г.

Кадровое обеспечение

Начальник лагеря, старший вожатый, вожатые,

программы:

волонтёры, воспитатели - педагоги МБОУ
«СОШ №14», медицинский работник,
работники кухни, технический персонал.

5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания для лагеря дневного пребывания
«Тропами предков» (далее-Программа воспитания, программа) разработана
на основе Примерной рабочей программы воспитания для организаций
отдыха детей и их оздоровления , подготовленной ФГБОУ «Всероссийский
детский центр «Смена» на основе
воспитания
Федеральным

для

Примерной рабочей программы

общеобразовательных

государственным

организаций,

бюджетным

научным

разработанной
учреждением

«Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии
образования» в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным
голосованием

12.12.1993,

с

изменениями,

одобренными

в

ходе

общероссийского голосования 01.07.2020).
- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
по вопросам воспитания обучающихся».
- Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной
политике в Российской Федерации».
- Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской
Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС
основного общего образования от 31 мая 2021 года.
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р).

6

- Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
- Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия
детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства
Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие
образования» (утверждена

Постановлением

Правительства

Российской

Федерации от 26. 12.2017 № 1642).
- Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и
национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.).
Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями
и дополнениями) к организациям отдыха детей и их оздоровления (далее –
детский лагерь) относятся организации (независимо от их организационноправовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и
(или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием,
оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей:
организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного
действия,

лагеря,

организованные

образовательными

организациями,

осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в
каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские
лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские
специализированные

(профильные) лагеря,

детские

лагеря

различной

тематической направленности.
Программа является методическим документом, определяющим
комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой
в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в
области образования и воспитания.

7

Программа

создана

с

целью

организации

непрерывного

воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с
общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей
программой воспитания для образовательных организаций, реализующих
образовательные программы общего образования.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического
направления воспитания.
Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе
духовно-нравственного и социального направлений воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления
воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе направления физического
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического
направления воспитания.
«Ключевые смыслы» системы воспитания, с учетом которых должна
реализовываться программа:
«Люблю Родину». Формирование у детей чувства патриотизма и
готовности к защите интересов Отечества, осознание ими своей гражданской
идентичности через чувства гордости за свою Родину и ответственности за
будущее

России,

знание

истории,

недопустимость

фальсификации

исторических событий и искажения исторической правды, на основе
развития программ воспитания детей, в том числе военно-патриотического
воспитания, развитие у подрастающего поколения уважения к таким
символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к
историческим символам и памятникам Отечества.

8

«Мы – одна команда». Особое внимание в формировании личности
ребенка, основ его поведения и жизненных установок отводится социальному
окружению, важной частью которого является детский коллектив. Детский
коллектив предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации, позволяет сформировать
в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие,
чувство собственного достоинства.
Детский

коллектив

объединяет

детей

с

разными

интересами,

потребностями и индивидуальными особенностями. Важно выстраивать
работу и коллективные дела так, чтобы они были интересными и значимыми
для каждого ребенка.
«Россия – страна возможностей». Ребенка воспитывает все, что его
окружает. Окружающая среда формирует его взгляды, убеждения, привычки.
Важно создавать воспитательную среду, доступную, интересную для
ребенка. Создание благоприятной и разнообразной воспитательной среды
возможно через вовлечение детей в конкурсы, мероприятия и проекты
детских общественных объединений, заинтересованных организаций (АНО
«Россия – страна возможностей», АНО «Большая Перемена», Российское
движение

школьников,

Российское

общество

«Знание»,

Российское

историческое общество), где каждый ребенок может найти то, что ему по
душе. Необходимо популяризировать все возможности и социально
значимые проекты организаций.
Принимая

участие

в

мероприятиях

движений

и

организаций,

школьники получают возможность активно участвовать в общественной
жизни страны, формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах
добра и справедливости, в том числе через систему личностного и
социального роста.
Программа

включает

три

раздела:

целевой;

содержательный;

организационный.
Приложение: примерный календарный план воспитательной работы.

9

10

Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском
лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых,
общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в
Конституции Российской Федерации.
С

учетом

мировоззренческого,

этнического,

религиозного

многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания
детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России,
традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента
содержания

воспитания,

реализуемого

на

добровольной

основе,

в

соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями
и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних
детей.
Воспитательная

деятельность

в

детском

лагере

реализуется

в

соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
зафиксированными

в

Стратегии

развития

воспитания

в

Российской

Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской
Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной
личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности,
обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать
свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания
Современный российский общенациональный воспитательный идеал –
высоконравственный,
принимающий

судьбу

творческий,
Отечества

компетентный
как

свою

гражданин
личную,

России,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами

11

Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание
условий для личностного развития, самоопределения и социализации
обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей
и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря
2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).
Задачи
когнитивной,

воспитания

определены

эмоционально-оценочной,

с

учетом

интеллектуально-

деятельностно-практической

составляющих развития личности:
- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к
этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
-

приобретение

социально

значимых

знаний,

формирование

отношения к традиционным базовым российским ценностям.
1.2. Методологические основы и принципы воспитательной
деятельности
Методологической

основой

Программы

воспитания

являются

антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный
подходы.
Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на
следующих принципах:
- принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок
имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его
достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;

12

- принцип ценностного единства и совместности. Единство
ценностей

и

смыслов

воспитания,

разделяемых

всеми

участниками

образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание,
взаимопонимание и взаимное уважение;
- принцип культуросообразности. Воспитание основывается на
культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
- принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод
воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его
к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную
рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной
системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную
возможность следования идеалу в жизни;
- принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных
интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через
призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка

и взрослого.

Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе
приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса,
при котором все дети, независимо от их физических, психических,
интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,
включены в общую систему образования.
Данные

принципы

реализуются

в

укладе

детского

лагеря,

включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики,
совместную деятельность и события.
Уклад

–

общественный

договор

участников

образовательных

отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий
традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения
сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и
социокультурный контекст.

13

Воспитывающая

среда

–

это

особая

форма

организации

образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовнонравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками.
Основными

характеристиками

воспитывающей

среды

являются

ее

насыщенность и структурированность.
Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:
- детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым
механизмом воспитания в детском лагере является временный детский
коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал
временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и
закономерности развития временного детского коллектива.
- детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих
ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в
детском лагере – «Дети-Вожатый».
1.3. Основные направления воспитания
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы:
- гражданское воспитание, формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту
тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав,
свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
- воспитание патриотизма, любви к своему народу и уважения к
другим

народам

России,

формирование

общероссийской

культурной

идентичности;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на
основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных
религий народов России, формирование традиционных российских семейных

14

ценностей;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
-

экологическое

воспитание:

формирование

экологической

культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность,

получение

профессии,

личностное

самовыражение

в

продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на
достижение

выдающихся

результатов

в

труде,

профессиональной

деятельности;
- физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа
жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом
возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового
образа жизни, личной и общественной безопасности;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию
себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.
1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной
деятельности
Основные традиции воспитания в детском лагере являются:
- совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ
организации воспитательной деятельности;
- создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается
роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или
иного дела);
- создание условий для приобретения детьми нового социального
опыта и освоения новых социальных ролей;

15

- проведение общих мероприятий детского лагеря с учетом
конструктивного межличностного взаимодействия детей, их социальной
активности;
- включение детей в процесс организации жизнедеятельности
временного детского коллектива;
- формирование коллективов в рамках отрядов, кружков, студий,
секций и иных детских объединений, установление в них доброжелательных
и товарищеских взаимоотношений;
- обмен опытом между детьми в формате «дети-детям»;
- ключевой фигурой воспитания является ребенок, главную роль в
воспитательной деятельности играет педагог, реализующий по отношению к
детям

защитную,

личностно

развивающую,

организационную,

посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Уникальность

воспитательного

процесса

в

детском

лагере

заключается в кратковременности, автономности, сборности.
Кратковременность

–

короткий

период

лагерной

смены,

характеризующийся динамикой общения, деятельности, в процессе которой
ярче высвечиваются личностные качества.
Автономность – изолированность ребенка от привычного социального
окружения, «нет дневника», вызова родителей – все это способствует
созданию обстановки доверительности.
Сборность – предполагает объединение детей с разным социальным
опытом и разным уровнем знаний, не скованных «оценками» прежнего
окружения, каждый ребенок имеет возможность «начать все сначала».

16

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках
всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы
воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в
Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом
ежегодно на предстоящий сезон с учетом направлений воспитательной
работы, установленных в настоящей Программе воспитания.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
2.1. Модуль «Будущее России»
Направлен на формирование сопричастности к истории, географии
Российской

Федерации,

ее

этнокультурному,

географическому

разнообразию, формирование национальной идентичности.
Деятельность реализуется по направлениям:
- Дни единых действий, которые обязательно включаются в
календарный план воспитательной работы и проводятся по единым
федеральным методическим рекомендациям и материалам:
1 июня - День защиты детей;
6 июня - день русского языка;
9 июня - 350 лет со дня рождения Петра I;
12 июня - День России;
22 июня - День памяти и скорби;
27 июня -День молодежи;
8 июля - День семьи, любви и верности;
14 августа - День физкультурника;
22 августа - День государственного флага Российской Федерации;
27 августа - День российского кино.
- Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных
значимым отечественным и международным событиям.

17

- Проведение всероссийских и региональных мероприятий.
- Взаимодействие с общественными организациями Российской
Федерации, региона.
- Формирование межкультурных компетенций.
2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия
детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.
Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий
детского лагеря предусматривает:
- Торжественное открытие и закрытие смены (программы);
- Тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий
согласно перечню основных государственных и народных праздников,
памятных дат.
-

Торжественная

церемония

подъема

Государственного

флага

Российской Федерации;
- тематические и спортивные праздники, творческие фестивали.
2.3. Модуль «Отрядная работа»
Воспитатель/вожатый организует групповую и индивидуальную
работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда.
Временный

детский

коллектив

или

отряд

–

это

группа

детей,

объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях
детского лагеря.
Для эффективного использования воспитательного потенциала
отрядной работы необходимо учитывать особенности временного детского
коллектива:
- Коллектив функционирует в течение короткого промежутка
времени; максимальный период не превышает 25 дней.
- Автономность существования: влияние

внешних факторов

уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, семьи,

18

класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место
жизнедеятельности.
- Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в
совместную деятельность.
- Завершенность развития: полный цикл: от формирования до
завершения функционирования.
Отрядная работа строится с учетом закономерности развития
временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и
логики развития лагерной смены.
Реализация

воспитательного

потенциала

отрядной

работы

предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им
возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной
среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении
проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития
ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными
потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и
укреплять доверительные отношения, стать для них значимым взрослым,
задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела
и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков,
исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив)
через

игры,

тренинги

на

сплочение

и командообразование,

огонек

знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет
знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития
межличностных отношений;
- предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по
выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине
и поведению, санитарно-гигиенических требований;

19

- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым
они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза,
эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому
конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций,
выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации,
мероприятия, анализ смены, результатов;
- поддержка детских инициатив и детского самоуправления;
- сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний
информационный сбор отряда и др.;
- огонек (отрядная «свеча»): огонек знакомства, огонек оргпериода,
огонек – анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. Специфическая
форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное
обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций
и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек – это камерное
общение, сугубо отрядная форма работы.
2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»
КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная
деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта
(творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу
данной

методики

составляет

коллективная

творческая

деятельность,

предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах
организации деятельности от планирования до анализа.
Это форма организации деятельности группы детей, направленная на
взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка,
получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как
старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и
общелагерными.

20

Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности:
трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые,
спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает
личность определенным видом общественного ценного опыта.
2.5. Модуль «Самоуправление»
Реализация

воспитательного

потенциала

системы

детского

самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности,
основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной
деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на
развитие

коммуникативной

ответственности,

культуры

формирование

навыков

детей,

инициативности

общения

и

и

сотрудничества,

поддержку творческой самореализации детей.
Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в
организационный период.
На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может
складываться из деятельности временных и постоянных органов. К
временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного
отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела.
Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет
отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов. Высшим
органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого
решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа,
проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.
На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по
инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг
и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при
взаимодействии с администрацией детского лагеря.
При

формировании

структуры

отрядного

самоуправления

эффективным может оказаться применение метода чередования творческих
поручений (ЧТП).

21

2.6. Модуль «Дополнительное образование»
Дополнительное образование детей в детском лагере является одним
из основных видов деятельности и реализуется через:
- деятельность творческих объединений, секций, клубов по интересам,
дополняющих программы смен в условиях детского лагеря в рамках трех
направленностей:

естественнонаучная;

техническая;

физкультурно-

спортивная.
Реализация

воспитательного

потенциала

дополнительного

образования предполагает:
- приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной,
отличной от учебной деятельности, форме;
- развитие и реализация познавательного интереса;
- вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в
социально значимых делах;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся.
2.7. Модуль «Здоровый образ жизни»
Модуль предполагает восстановление физического и психического
здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях,
освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование
ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления
и т.п.
Основными составляющими здорового образа жизни являются:
оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание,
соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения,
позволяющих избежать травм и других повреждений.

22

Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание
ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью
окружающих, включает:
-

физкультурно-спортивных

мероприятия:

зарядка,

спортивные

соревнования, эстафеты, спортивные часы;
- спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем
воздухе;
- просветительские беседы, направленные на профилактику вредных
привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;
- встречи с известными (интересными) людьми - общественными
деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.
2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря
обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства
вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает
настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию ребенком детского лагеря.
Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды
предусматривает:
- тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря;
- оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои
фантазию и творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения
жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и
воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая
активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь
отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем.
- событийный дизайн – оформление пространства проведения событий
(праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и
т.п.);

23

-

оформление

образовательной,

досуговой

и

спортивной

инфраструктуры;
- совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой
лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы
костюма и т.п.);
- акцентирование внимания детей посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;
- звуковое пространство детском лагере – работа детского радио, аудио
сообщения

(информация,

музыка)

позитивной

духовно-нравственной,

гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение
гимна РФ;
- «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;
- размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга,
фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.
2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения,
конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития
личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных
жизненных

ситуаций

и

влияющих

на

повышение

устойчивости

к

неблагоприятным факторам;
Реализация

воспитательного

потенциала

профилактической

деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды в детском лагере предусматривает:
- физическую и психологическую безопасность ребенка в новых
условиях;

24

- целенаправленную работу всего педагогического коллектива по
созданию

в

обеспечения

детском

лагере

безопасности

эффективной

профилактической

жизнедеятельности

как

условия

среды

успешной

воспитательной деятельности;
-

разработку

воспитательных

и

реализацию

мероприятий:

разных

форм

антиалкогольные,

профилактических
против

курения,

безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в
социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения,
культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная
безопасность,

гражданская

оборона,

антитеррористическая,

антиэкстремистская безопасность и т.д.;
- организацию превентивной работы со сценариями социально
одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому
давлению;
- поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления
безопасности

жизнедеятельности

в

детском

лагере,

профилактики

правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной
девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы,
спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе
профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и
др.).
2.10. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»
Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в
детском лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются
важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От
их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит,
насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя частью
сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка начинается с
вожатого,

раскрывается

через

вожатого.

Все

нормы

и

ценности

25

актуализируются

ребенком,

в

том

числе

через

личность

вожатого/воспитателя.
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
2.11. Модуль «Экскурсии и походы»
Организация для детей экскурсий, походов и реализация их
воспитательного потенциала.
Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
ситуациях. С этой целью для детей организуются туристские походы,
экологические

тропы,

тематические

экскурсии:

профориентационные

экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей,
картинную галерею, технопарк и др.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у
них

навыков

самообслуживающего

труда,

обучения

рациональному

использованию своего времени, сил, имущества.
2.12. Модуль «Профориентация»
Воспитательная деятельность по направлению «профориентация»
включает

в

себя

консультирование

профессиональное
по

проблемам

просвещение;
профориентации,

диагностику

и

организацию

профессиональных проб. Задача совместной деятельности педагогических
работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей
будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно
значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к
выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение,
позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не

26

только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой
деятельности. Эта работа осуществляется через:
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты,
решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о
способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной
интересной детям профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области
профориентации, представителями разных профессий, дающие ребятам
начальные представления о существующих профессиях и условиях работы
людей, представляющих эти профессии;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных

в

сети

интернет:

просмотр

лекций,

решение

учебно-

тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков.
2.13. Модуль «Детское медиапространство»
Цель детского медиапространства (создание и распространение
текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной
культуры, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка
творческой самореализации детей. Воспитательный потенциал детского
медиапространства реализуется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
- детский медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев
группа

информационно-технической

поддержки

мероприятий,

осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение;
- детская интернет-группа, принимающая участие в поддержке
интернет-сайт детского лагеря и соответствующей группы в социальных
сетях с целью освещения деятельности детского лагеря в информационном
пространстве, привлечения внимания общественности к детскому лагерю,
информационного продвижения ценностей детского лагеря и организации
виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, педагогическими

27

работниками и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для
лагеря вопросы.
С целью конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и
организации единого пространства воспитательной работы детского лагеря
разработан календарный план воспитательной работы детского лагеря
(Приложение 1).

28

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Особенности организации воспитательной деятельности
Программа

воспитания

реализуется

посредством

формирования

социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий
создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных
отношений

руководствоваться

едиными

принципами

и

регулярно

воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной
деятельности.
Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором
создаются

условия

для

обеспечения

воспитывающей,

эмоционально-

привлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне
впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности.
Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение,
разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со
сверстниками, постоянное (круглосуточное) сопровождение взрослых и др.
позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной
деятельности и актуализации самовоспитания.
Воспитательный

потенциал

детского

лагеря

обладает

рядом

преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:
- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в
детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность
ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;
- творческий характер деятельности;
- многопрофильность;
- отсутствие обязательной оценки результативности деятельности
ребенка, официального статуса;
- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с
детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах
высокого

уровня

развития,

самоактуализация личности.

где

наиболее

успешно

проходит

29

Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять
воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в
условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в
которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.
Основные характеристики уклада детского лагеря :
- основные вехи истории детского лагеря, включенность в историкокультурный контекст территории, «миссия» детского лагеря в самосознании
ее педагогического коллектива;
-

местоположение

региональное),

и

социокультурное

историко-культурная,

окружение

этническая,

(местное,

конфессиональная

специфика населения местности, региона;
- организационно-правовая форма, направленность детского лагеря,
образовательных программ (смен), режим деятельности (сезонного или
круглогодичного действия, круглосуточное или дневное пребывание);
- наличие социальных партнеров;
- особенности детского лагеря, определяющие «уникальность» лагеря;
- наличие существенных проблемных зон, дефицитов, препятствий в
воспитательной деятельности и решения этих проблем;
- кадровое обеспечение воспитательной деятельности.
3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания
Основным методом анализа воспитательного процесса в детском
лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится
каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их
решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.
Основными

принципами,

на

основе

которых

осуществляется

самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:
-

принцип

гуманистической

направленности

осуществляемого

анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к
воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

30

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между детьми и взрослыми;
-

принцип

ориентирующий

развивающего
экспертов

совершенствования

на

характера

осуществляемого

использование

воспитательной

его

анализа,

результатов

деятельности

для

педагогических

работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов,
форм и содержания их совместной с детьми деятельности.
Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.
Критерием, на основе которого должен осуществляется данный
анализ, является динамика личностного развития детей в отряде за смену, но
в условиях краткосрочности лагерной смены сложно сделать глубокие
выводы и замерить динамику. Поэтому результаты воспитания представлены
в виде целевых ориентиров:
- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие позитивных личностных отношений к
этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
-

приобретение

социально

значимых

знаний,

формирование

отношения к традиционным базовым российским ценностям.
Учитывая

тематику

Программы,

для

оценивания

результатов

воспитания, социализации и саморазвития детей целесообразно использовать
анализ степени сформированности

гражданско-патриотических качеств

воспитанников лагеря в начале и по окончании лагерной смены,
2. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности
детей и взрослых.

31

Показателем эффективности воспитательной работы является наличие
в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при
проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:
- социологические: опрос участников образовательных отношений,
экспертный анализ, фокус-группа, анализ документов и контекстный анализ;
-

педагогические:

тестирование,

собеседование,

педагогическое

наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод
самооценки.
Учитывая тематику Программы, целесообразно проанализировать
степень

сформированности

гражданско-патриотических

качеств

воспитанников лагеря в начале и по окончании лагерной смены (Приложение
3).

С целью оценивания состояния организуемой в детском лагере

совместной деятельности детей и взрослых применимо анкетирование по
вопросам удовлетворенности воспитанников деятельностью и условиями
отдыха. (Приложение 2).
Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной
работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит
работать педагогическому коллективу.

32
Приложение 1
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ
на 2022 год
Календарный план воспитательной работы детского лагеря составлен с целью
конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и организации единого
пространства воспитательной работы детского лагеря.
План разделен на модули, которые отражают направления воспитательной
работы детского лагеря в соответствии с Программой воспитания и определяет
уровни проведения мероприятий.
2022 год объявлен Указом Президента РФ Путиным В.В. годом народного
искусства и нематериального культурного наследия, что отражено в тематике
мероприятий
№ Мероприятие
п\п

сроки

участники

Модуль «Будущее России»
1.

Марафон «Россия молодая» ко Дню молодежи.
-Старт дня «Будь готов!»
-Игровой квест «Капитаны нашего двора»
-Экологическая викторина «Реки России»
-Музыкальный час «Орлятский круг»

27.06.22

отдыхающие ЛДП

Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»
1

Церемония поднятия государственного флага
РФ и исполнение Гимна РФ

27.06.22
04.07.22
11.07.22

2

Праздник открытия лагерной смены

24.06.22

3

Онлайн викторина «Традиции народов России»

07.07.22

4

Творческий фестиваль «Созвездие счастья» ко
Дню любви, семьи и верности

08.07.22

5

Праздник закрытия лагерной смены

18.07.22

отдыхающие ЛДП

Модуль «Отрядная работа»
1

Знакомство и командообразование.

23.06.22

2

Запросы и ожидание. Анкетирование

23.06.22

отдыхающие ЛДП

33
3

Игры на сплочение отрядного коллектива

23-24.06.22

4

Отрядный огонек «Здравствуй, новый день!»

ежедневно

5

Отрядный огонек «До завтра!»

ежедневно

6

Оформление отрядных уголков

23-24.06.22

7

Отрядные дела

ежедневно

8

Репетиции,
подготовка
мероприятиям

9

Диагностика
удовлетворенности
и
сформированности гражданско-патриотических
качеств.

к

лагерным

ежедневно
13.07.22

Модуль «Коллективное творческое дело КТД»
1

Фестиваль традиций «Радуга России»

07.07.22

2

Проект «Галерея памяти моей семьи»

12.07.22

отдыхающие ЛДП

Модуль «Самоуправление»
1

Выборы актива лагеря и активов отрядов
«Верим, знаем, делаем!»

2

Сбор совета отряда

ежедневно

3

Сбор совета лагеря

ежедневно

4

Смотр-конкурс отрядов «В единстве наша
сила»

27.06.22

отдыхающие ЛДП

27.06-13.07.22

Модуль «Дополнительное образование»
1

Открытые занятия творческих объединений
«Юный конструктор», «Юный биолог»,
«Двигайся с нами»

28.06.22
30.06.22
06.07.22
13.07.22

отдыхающие ЛДП

Модуль «Здоровый образ жизни»
1

Спорт-микс «Зарядка с вожатым»

ежедневно

2

Малые олимпийские игры «Лето в движении»

3

ЗОЖ-квест «Слагаемые здоровья»

4

Мастер-класс от чемпиона.
спортсменами Киселёвска

отдыхающие ЛДП

в течение лагерной
смены
11.07.22

Встреча

со

29.06.22

отдыхающие ЛДП

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
1

Организация интерьера лагеря

23.06-15.07.22

отдыхающие ЛДП

2

Разработка символики лагеря

23-25.06.22

отдыхающие ЛДП

3

Конкурс отрядных уголков

30.06.22

отдыхающие ЛДП

4

Оформление событийного дизайна площадок
мероприятий, мест новостей

ежедневно

отдыхающие ЛДП

34
Модуль «Профилактика и безопасность»
1

Инструктаж «Пять минут для жизни» (правила
БЖ)

ежедневно

отдыхающие ЛДП

2

Квест
пешехода
(профилактика ДДТТ)

23.06.22

отдыхающие ЛДП

3

Практическое занятие «Спасательный
знаний» (безопасность на воде )

круг

06.07.22

отдыхающие ЛДП

4

Практическое занятие «Ты не один» (правила
личной безопасности)

12.07.22

отдыхающие ЛДП

«Дорогою

добра»

Модуль «Работа с вожатыми / воспитателями»
1

Организация взаимодействия с воспитанниками
по реализации плана мероприятий

ежедневно

вожатые\
воспитатели

2

Организация и контроль ежедневного режима
дня работы лагеря

ежедневно

вожатые\
воспитатели

3

Организация жизни отряда

ежедневно

вожатые\
воспитатели

4

Подготовка и участие в лагерных мероприятиях

ежедневно

вожатые\
воспитатели

Модуль «Экскурсии и походы»
1

Экскурсия «История города в памятниках»

30.06.22

отдыхающие ЛДП

2

Экскурсия «Гордое имя Героя»

11.07.22

отдыхающие ЛДП

Модуль «Профориентация»
1

Познавательная игра «Твой выбор»

01.07.22

отдыхающие ЛДП

2

Конкурс творческих проектов «Профессия XXII
века»

09.07.22

отдыхающие ЛДП

3

Конкурс творческих работ «Профессии наших
предков»

12.07.22

отдыхающие ЛДП

Модуль «Детское медиапространство»
1

Оформление информационных стендов , «мест
новостей»

ежедневно

медиагруппа,
вожатые

2

Медиа-ликбез. Организация работы медиагрупп отрядов лагеря

24.06.22

медиагруппа,
вожатые,
воспитатели

3

Публикации в школьных СМИ пресс-релизов и
пост–релизов о жизни лагеря

ежедневно

медиагруппа,
воспитатели

4

Конкурс блоггеров «Самый лучший день» по
освещению жизни лагеря

18.07.22

медиагруппа

35
Приложение 2
ВЫБОР
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием
по следующей шкале:
+ согласен
- не согласен
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
3. У нас хорошие воспитатели.
4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
5. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
6. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.
7. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов
всех ответов на общее количество ответов.
У = общая сумма баллов / общее количество ответов
Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У
больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости
детей жизнью в лагере.
АНКЕТА (на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим
тебя ответить на некоторые вопросы:








Твои первые впечатления от лагеря?
Что ты ждешь от лагеря?
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
В каких делах ты хочешь участвовать?
Что тебе нравиться делать?
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Кто твои друзья в лагере?

– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я не хочу, чтобы……
Я хочу, чтобы……
АНКЕТА (в конце смены)



Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?




Если бы я был вожатым, то бы я …
Хочу пожелать нашему лагерю…








Приложение 3

36
Анкета «С чего начинается Родина?»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Что такое Родина?
Как называется твоя Родина?
Как ты понимаешь выражение «малая родина»?
Как называется твоя малая родина?
Какие города России ты знаешь?
Какие реки России ты знаешь?
Какая птица изображена на гербе нашей страны?
Какие цвета присутствуют на нашем государственном флаге?
Назови самые известные памятники своего города?
Какие стихотворения и песни о Родине ты знаешь?

Анкета «С чего начинается Родина?» (автор В.М. Хлыстова). Испытуемым предлагается
анкета, состоящая из десяти вопросов. Ответы на эти в опросы показывают, какие знания,
представления о стране, своей семье и городе сформированы у учащихся 1-х и 2-х классов.
Оценивание гражданско-патриотических качеств у младших школьников по результатам
анкетирования проводилось по полноте представлений о патриотизме. Поскольку полнота
определяется показателем объема фактического знания, на основе проведенного анализа
ответов учащихся были выделены следующие уровни:
1. 8-10 баллов – высокий уровень;
2. 5-7 баллов – средний уровень;
3. 0-4 балла – низкий уровень.
Методика «Неоконченные предложения»
Патриот – это …
Настоящий патриот обладает качествами …
Гражданин – это …
Гимн – это …
Флаг – это …
9 мая Россия отмечает …
Президент Российской Федерации – …
Какие интересные места есть в России, где ты хотел бы побывать? Я хотел бы побывать …
Любить свою Родину значит …
Защищать свою Родину значит …
Чем знаменит город Киселевск? Киселевск знаменит …
Что ты знаешь о Кузбассе? Кузбасс – это
Русские народные сказки …
14. Русские писатели и поэты …
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Методика «Незаконченные предложения» (авторы: Е.В. Федотова, И.В. Скворцова). Она
предполагала выявление объёма патриотических знаний младших школьников. Методика состоит
из 14 незаконченных предложений , которые учащиеся должны дописать, так как они посчитают
нужным. Данная методика проводится индивидуально с каждым учащимся. Вопросы задаются
устно, а ответы записываются. За правильный ответ учащийся получает 1 балл, за неправильный –
0 баллов. Максимальное количество баллов – 14. Затем по полученным учащимися баллам
определялся уровень патриотической воспитанности по когнитивному компоненту:

37
11-14 баллов – учащийся обладает высоким уровнем знаний об Отечестве и малой Родине;
7-10 баллов – учащийся показал средний уровень знаний об Отечестве и малой Родине;
5-6 баллов – уровень патриотических знаний учащегося ниже среднего;
0-4 балла – низкий уровень патриотических знаний учащегося.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».